Резьба по камню в Азербайджане

Другая культура » Резьба по камню в Азербайджане

Страница 2

Среди памятников пластического искусства Азербайджана XVI-XVII веков и по количеству, и по оригинальности трактовки ведущее место принадлежит каменным изваяниям, изображающим фигуры баранов и лошадей. Эти памятники в начале XIX века привели в восторг известного французского путешественника Дюбуа де Монпере. Эти скульптуры встречаются повсюду, в Нахичевани, Нагорном Карабахе, в районе Гянджи, на территории Кельбаджарского, Кедабекского, Агдамского, Таузского, Казахского, Лачинского, Лерикского районов.

Овцеводство на протяжение многих веков играло в жизни народа важную роль. Из мяса барана готовили пищу, из кожи изготовляли предметы быта, одежды, шерсть шла на одежду и являлась незаменимым материалом в ковроткачестве. Баран олицетворял собой в азербайджанском искусстве мужество и силу, мужское начало. Было поверье, что если бесплодной женщине проползти под каменной фигурой барана, то у нее непременно будут дети.

Уместно вспомнить здесь и племенные объединения Ак-коюнлу (белобаранное) и Кара-коюнлу (чернобаранное) на территории Азербайджана в XIV-XV веках, на знаменах которых был изображен баран. Остатки культа поклонения барану в Азербайджане прослеживаются на протяжении многих веков. И сейчас кое-где украшают черепами баранов жилые дома. В Ленкоранском, Кубинском, Кусарском районах капители на колоннах и сегодня называются «гочбаши» (голова барана).

Изваяния каменных баранов, встречающихся в Лерикском районе, отличаются крупными размерами. Все они отмечены некоторой сухостью и обобщенностью формы. Тела баранов плоские, контуры их угловаты.

Каменные фигуры баранов, встречающие в Лачине, Агдаме, в Казахском районе, напоминают памятники архаического искусства. Высеченные в основном из темно-серого трудноподдающегося обработке камня, небольшие по размерам фигуры (длина 80-90 сантиметров, высота 50-60 сантиметров) производят впечатление мощи, которую создают несколько огрубленные формы, обобщенная трактовка фигуры, больших крутых рогов, широкой сильной шеи. Особняком в образном ряду стоят изваяния баранов, встречающиеся в Нахичевани, Шахбузе, Ордубаде. Скульптуры различны по размерам (длина колеблется от 45 до 150 сантиметров, высота - от 30 до 110 сантиметров), отличаются изобилием орнаментальных мотивов и сюжетных рисунков, помещенных на их поверхности.

Исключительный интерес представляют скульптуры, встречающиеся в селе Уруд Сисианского района современной Армении. Фигуры из села Уруд по стилю трактовки близки к аналогичным памятникам Нахичеванского края, но отличаются от них жизненностью и изысканностью отделки. Каменные бараны из села Уруд, высеченные из твердого серого камня, сохранили на своей поверхности замечательные образцы сюжетно-тематических композиций, орнаментального искусства и эпиграфических надписей.

В Азербайджане среди каменных изваяний нередко встречаются и фигуры коней. Лошадь связывалась с понятиями богатства, мужества, отваги, преданности. Подкова, хвост лошади в прошлом имели значение талисманов, оберегов. Известно, что в средневековом Азербайджане к куполу культовых сооружений, к надгробным памятникам и к навершиям некоторых военных знамен в виде оберега прикреплялись лошадиные хвосты. Лошадь как священное животное ярко описана в народном эпосе «Китаби Деде Коркуд». Изваяния лошадей в основном сосредоточены в древней Гяндже и в прилегающих районах и селениях. Большую художественную ценность представляют несколько каменных изваяний лошадей, встречающихся в селе Малыбейли Лачинского района (XVI век). Изваяния лошадей, встречающихся в Лачинском, Гянджинском, Шамхорском, Таузском, Казахском районах, обработаны более детально. Скульптурные изваяния лошадей встречаются на мусульманских кладбищах Нахичевани, Агдама, Кедабека. Почти все фигуры каменных лошадей, встречающиеся в различных районах Азербайджана, имеют аналогичные декоративные убранства. По сложившимся традициям на изваяниях высекался полный комплект конского снаряжения (уздечные наборы, нагрудные ремни, подпруги, потфеи, стремена и седла). Под седлом выделялся орнаментированный «чул» - попона. На поверхности каменных фигур лошадей вырезались также некоторые воинские доспехи (лук со стрелами, колчан, сабля, аркан) и фигура охотника.

Главная особенность фигур животных - не точная конкретизация образа, а поэтическое обобщение, достигаемое лаконическими средствами пластики.

Каменная пластика Азербайджана, начиная с XIX века, все больше начинает принимать форму ремесла. Орнаментальные мотивы даже в одной композиции разнохарактерны. Все это приводило к дробности рисунка в ущерб целостности всей композиции. Композиционная схема и техника резьбы теперь всецело зависели от творческой индивидуальности того или иного мастера. В декоре XIX века все чаще стали встречаться изобразительные мотивы, состоящие из отдельных фигур животных, птиц, людей, предметов быта (кувшины, подставки для книг, зеркала, гребешки), видов оружия и атрибутов производства (ткацкий станок, наковальня, молот, щипцы и так далее). По этим рисункам можно узнать, кому был посвящен данный памятник, профессию, характер, склонности погребенного. Интересные надгробные памятники XVIII-XIX веках встречаются в Кубе, Шемахе, Шеки, Агдаме, Гяндже, Казахе.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Верхняя одежда
К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья боль ...

Народный фронт и французское кино 30-х годов. Анализ фильма «Фотоувеличение»
Модный фотограф Томас (Хэммингс) снял тайком в парке любовную сцену, а затем, проявив пленку и сделав отпечаток, при многократном увеличении обнаружил, что совершено убийство. Но поиски следов убийства ни к чему не привели. Использовав сю ...

Многоуровневость творчества
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую при­роду механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой ...