Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Другая культура » Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Страница 3

Не образ ли Богородицы "Знамение" нашептал Александру Сергеевичу Пушкину, учившемуся в стенах Царскосельского лицея и не раз стоявшего перед чудесным образом, стихи?

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная; одетая убого,

Но видом величавая Жена

Над школою надзор хранила строго.

…Ее чела я помню покрывало

И очи светлые, как небеса,

Но я вникал в Ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Скорее всего, в образе Величавой Жены поэт выразил свое молитвенное переживание от созерцания Пресвятой Девы на Царскосельской иконе.

Описание Царскосельской Богоматери у Пушкина — "Меня смущала строгая краса…" — удивительно точно. Лик Богородицы — и это замечали многие — в храме то кажется светлым и умилительным, то вдруг "темнеет" и принимает строгий вид.

В 1916 году царица-мученица Александра Федоровна — супруга последнего русского императора Николая II — повелела отснять множество фотокопий Царскосельской иконы Божией Матери и распространить их среди народа и, в первую очередь, среди солдат и офицеров действующей армии. Небольшие по размерам фотоиконки освящались в Знаменской церкви. Их, как ладанку, удобно было носить на груди.

Нет, не прекратилась в стране нашей братоубийственная война. Ничему не научила русских людей новгородская драма 1170 года. Снова брат на брата пошел с оружием в руках.

Однако в Знаменский церкви даже после жестокого убийства Царской семьи по-прежнему собирались молящиеся, прося у Матери Божьей прощения за грехи и небесного заступничества. Не чудо ли это? Да, уничтожались святые храмы, рушился земной Дом Пресвятой Богородицы, но заступничество Церкви Небесной о земле Русской ни на миг не прекращалось.

Во времена гонения на Церковь икона чудесным образом избежала гибели. Правда, однажды Царскосельская икона на короткое время все-таки покинула Россию.

В августе 1941 года Царское Село (большевики переименовали его в Детское) заняли фашистские войска. Через три года немцы, отступая, вывезли с собой из Знаменской церкви чудотворную Царскосельскую икону и другие святыни.

Пропажа вскоре обнаружилась в освобожденной Риге. Немцы, второпях покидая завоеванную землю, просто-напросто забыли вынуть чудесный образ и другие святыни из отцепленного кузова машины.

Царскосельскую икону "Знамение" Божией Матери с разрешения Сталина передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. В 1948 году чудотворный образ был перенесен в церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской Духовной Академии, где и находится поныне.

Крохотной и неприметной возле высокой семидесятиметровой надвратной колокольни с церковью преподобного Сергия Радонежского, строившейся в 1759—1785 годах, выглядит часовня у восточной крепостной стены монастыря. Белокаменная часовенка посвящена памяти монахини Досифеи (5). Может быть, тебе, дорогой читатель, ничего это имя не говорит. А ведь два века назад о матушке Досифее знала вся Россия…

Инокиня, в честь которой возведена часовня, родилась от тайного, хотя и законного брака графа Алексея Разумовского и императрицы Елизаветы Петровны. Девочку нарекли Августой. Но царской дочери, о красоте которой вскоре стали слагать легенды, и мечтать о престоле строго запрещалось. Ей даже пришлось сменить фамилию. Дитя неравного брака — Августа — взяла фамилию племянника Алексея Разумовского — Дараган. Переделанная на русский лад ее фамилия зазвучала совсем не по-княжески — Тараканова.

Пришедшая к власти Екатерина Вторая невзлюбила молодую принцессу, невольно, самим своим существованием претендующую на престол. Императрица велела дочери Елизаветы Петровны покинуть Россию, что и было исполнено далекой от политических и придворных интриг Августой.

Однако императрица совершила ошибку, которая могла стать для нее роковой. За границей нашлись другие охотники на русский престол. Сначала в Париже, потом в Венеции объявилась некая особа, открыто называвшая себя дочерью Елизаветы Петровны. В России запрещенное имя самозванки у многих не сходило с уст. О таинственной принцессе слагались легенды. Говорили, что в детстве ее вывезли к границе с Персией, потом будто под чужим именем жила она в Киле, Берлине, Лондоне. В Париже именовалась принцессой Азовской. В Рагузе — принцессой Пинненберг…

Удивительные события происходили тогда в Русской империи! За Волгой некий Емельян Пугачев присвоил имя давно похороненного императора Петра III. В Италии громко заявляла о себе дочь государыни Елизаветы… "Таракановщина" пахла смутой.

Императрицу выручил граф Алексей Орлов, герой Чесменской битвы. Именно ему удалось в итальянском Ливорно найти претендентку, влюбить ее в себя, очаровав до такой степени, что доверившаяся ему девушка согласилась обвенчаться с графом. Ради церковного таинства самозванка взошла на палубу флагманского корабля эскадры русского адмирала Грейга, стоявшего возле берега солнечной Италии.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Театр миниатюр на Троицкой
К тому времени, как театр на Линейном незаметно и постепенно превратился в новый зрелищный жанр, театр на Троицкой уже существовал. И хотя возник он на три года позже Литейного, осенью 1911 года, именно он первым стал именоваться “театро ...

Научная рефлексия как объект историко-научного исследования
Наука – это "система с рефлексией". Специфика рефлектирующих систем состоит в том, что их элементом является "самосознание", т.е. описание поведения системы с точки зрения ее самой. Исследование рефлексирующих систем т ...

Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь
В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали акте ...