Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Другая культура » Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Страница 1

Крестьянская площадь, 10. Так на карте Москвы помечен знаменитый Новоспасский монастырь, расположенный на юго-востоке города, на левом берегу Москвы-реки. Главный вход в монастырь — с Крестьянской площади…

Крест, крестьянин… А корень у этих слов — один. Да, русский человек, живущий вдали от суетного города, окрестил себя крестьянином. Крестьянин — значит, несущий свой крест. Найдите еще такой народ в мире, который называл бы себя в честь Креста Господня! В служении Богу, в несении креста — тяжкого и спасительного — видел русский народ смысл жизни.

Сбросив с плеч тягостный и благодатный крест, человек теряет имя Христово. Был крестьянином, стал пролетарием. До сих пор станция метро возле Новоспасского монастыря носит это перелетное название — "Пролетарская" .

В конце XIII века святой князь Даниил Московский основал величественный монастырь, освященный в честь имени Спасителя. Правда, находился тогда он в другом месте — там, где нынче находится Свято-Данилов монастырь. Сын святого Даниила Иван Калита велел монахам в 1330 году покинуть прежнюю обитель и обустроиться в новом месте — на Боровицком холме Кремля.

Полтора столетия минуло с тех пор. Москва стала одеваться в камень, заменяя прежние деревянные церкви и терема. По велению Великого князя Иоанна Ш в 1490 году Спасский монастырь перенесли из обновляющегося Кремля на так называемый Васильевский стан, возле высокого берега реки Москвы. С тех самых пор монастырь окрестили Спасом на Новом (месте) или Новоспасским.

Страдал монастырь-крепость за долгие века от пожаров и гражданской смуты, набегов иноплеменных. Но всегда оживал, преображался, становясь могущественнее и краше, наперекор врагам Православия. Не потому ли главный храм монастыря назван в честь Преображения Христова?

Напротив входа в главные монастырские врата возвышается Преображенский храм, построенный по велению царя Михаила Федоровича на месте прежнего, заложенного еще в конце XV века. Старый собор был и приземистее, и меньше. А царю хотелось, чтобы под сводами его в обширной подземной усыпальнице покоились тела "царских пресветлых родителей", знатных бояр и князей рода Романовых.

Огромный Преображенский собор начали строить в 1645 году, а последний камень уложили уже через два года. 19 сентября 1647 года патриархом Иоасафом храм, внешне и внутренне напоминающий Успенский собор Московского Кремля, был торжественно освящен.

Чтобы подняться в Преображенский храм, нужно преодолеть 17 чугунных ступеней. Да, стоит Преображенский собор на высоком фундаменте, скрывая внутри себя обширный подземный склеп, в котором уже в 1687 году находилось 70 захоронений царских прародителей. К сожалению, во время французского нашествия и в ХХ веке гробницы были разорены и осквернены. Но не так давно в подземной усыпальнице восстановлен и освящен храм преподобного Романа Сладкопевца (2), собирающий прихожан для ранней Литургии.

Последним из рода Романовых, погребенных в усыпальнице, стал Великий князь Сергей Александрович. Убитый террористом Каляевым еще в начале ХХ века, Великий князь был похоронен в Чудовом монастыре Кремля. Останки генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича в 1995 году торжественно перенесли в Новоспасскую обитель. Неподалеку от храма установлен Крест-памятник убиенному князю.

Высокая паперть Преображенского храма сохранила древние росписи. Прежде никогда не приходилось встречать в храмах изображения греческих философов и писателей. А здесь — вот они: Гомер, Солон, Платон, Аристотель… со свитками в руках, на которых выписаны какие-то изречения. С чего бы это их запечатлел кистью древний живописец? Митрополит Московский Филарет, недолго в начале XIX века руководивший обителью, говорил по этому поводу: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".

В притворе Преображенского собора — заметное оживление. Православные христиане, совершив акафистное чтение перед Богородничей иконой, по очереди подходят к заветному образу Матери Божьей с Младенцем на руках, касаются образа губами. Икона увешана драгоценными камнями, цепочками, крестиками, браслетами. Сомнения нет, что она чудотворная.

В Новоспасский монастырь этот дивный образ "Всецарицы" привезли в 1997 году со Святой горы Афон. Он в точности списан с чудотворной древней иконы Ватопедского монастыря. Доска для новой иконы освящалась святой водой, освящались краски, а сам образ писался после долгих молитв всей братии Афонской обители. Считается, и есть тому тысячи свидетельств, что образ "Всецарицы" особенно помогает болящим раковыми заболеваниями.

И до наших дней сохранился в Преображенском соборе пятиярусный иконостас XVII века, уцелели настенные росписи. Сто лет назад справа от Царских врат находился в иконостасе чудесный Нерукотворный образ Спасителя, перенесенный в Москву из северной Вятки в 1647 году. Теперь вместо утерянного образа висит копия.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Антиной
Эстет и любитель роскоши (что не считалось среди римлян чем-то предосудительным), Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой це ...

История создания «Комеди Франсэз» и сценическое искусство Франции конца ХVII века
Появление на театральной карте мира в августе 1680 года Комеди Франсэз было обусловлено конкретной исторической действительностью и теми художественными идеями, которые стали господствующими во французском обществе. Система абсолютизма, ...

Георг Бюхнер. Биография и творчество
Георг Бюхнер (Georg Büchner) (1813–1837), немецкий писатель, создатель реалистической драмы. Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера. Изучал медицину, историю и философию в ...