Литературная политика

Другая культура » Литературная политика

Страница 3

Ряд выдающихся писателей прошлого избежал кары от властей только потому, что сумели «во-время» умереть. «Во-время» умер Княжнин, против которого было возбуждено дело за написание трагедии «Вадим» — о днях свободного Новгорода. «Во-время» умерли Белинский, Добролюбов, так как правительство уже приступило к тому, чтобы своими средствами умертвить их для общественной жизни. Эмиграцией спасся Герцен, навсегда отрезав для себя путь в Россию. Мечту о бегстве за границу лелеял Пушкин, находясь в ссылке.

Все эти факты доказывают, что П. л. феодально-крепостнического государства задерживала развитие литературы. Это обстоятельство с особой очевидностью выступило в эпоху обострения классовых противоречий в стране, в эпоху буржуазного развития. Характерно для П. л. самодержавия то, что она занималась больше работой охранительной, запрещающей, положительные же ее идеалы узки, ограничены — она почти неспособна развить свои общеидеологические требования в систему творческих понятий и лозунгов.

В современной действительности борьба двух систем, социалистической и капиталистической, доводится и до борьбы двух литературно-политических линий. П. л. буржуазии претерпевает новые изменения, обостряя и усугубляя насильнические методы ее воздействия по отношению к культуре революционного класса. Происходит фашизация П. л. в ряде капиталистических стран.

Фашизация П. л. выразилась в варварском демонстративном сожжении в Германии книг революционных и передовых писателей, в актах убийства и преследовании тех, кто поднимает голос в защиту освобождения человечества, в издании закона о «государственной измене путем литературной деятельности» и т. д. П. л. современного фашизма империалистических государств пытается выработать свои творческие принципы, но не может добиться плодотворного развития литературы, поскольку требует от писателя ложного изображения действительности. Низводя роль литературы исключительно к защите умирающего капитализма, фашизм уводит литературу с большой исторической дороги в тупик, обрекает ее на идейное убожество и художественную ничтожность, лишает ее необходимой жизненной силы. Международный пролетариат и его коммунистическая партия, наоборот, свою П. л. направляют к тому, чтобы дать возможность художественной литературе итти в ногу с историческим развитием, активно служить делу социалистического переустройства мира. На каждом отдельном этапе своего движения пролетариат ставит свои литературно-политические требования и в зависимости от конкретных условий времени направляет литературу к разрешению основной задачи — создания нового общественного порядка, социализма.

Еще до Октября В. И. Ленин дал исчерпывающую характеристику литературно-политической линии большевизма. Задачи уничтожения капитализма, укрепления диктатуры пролетариата, построения социализма указывают художественной литературе, выражающей великие идеи освобождения человечества, ее содержание, ее общественную роль, ее возможности.

Чутким вниманием, принципиальным руководством партия пролетариата неустанно и систематически облегчала писателям, идущим вместе с рабочим классом, правильное осознание действительности и перспектив ее развития и обеспечивала творческий их рост. В. И. Ленин четко определил задачу литературы — «стать частью общепролетарского дела». Эта задача практически разрешается в стране строящегося социализма.

В противовес буржуазной демагогии о свободе творчества, прикрывающей фактическую зависимость писателя от капитала, пролетариат заявляет о партийности литературного творчества. Тем не менее «это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будет вербовать новые и новые силы в ее ряды . Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от примитивных утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)» (Ленин, Собр. сочин., том VIII, стр. 390). Политика пролетариата обеспечивает создание этой свободной социалистической литературы. В борьбе за нее пролетариат разоблачает идейно-чуждую, классово-враждебную литературу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Творчество Антонио Ринальди
Творчество Антонио Ринальди изучено не полностью, хотя с его работами в России связан ряд важных проблем становления классицизма. Сведения о жизни зодчего очень скудны: даже даты его рождения и кончины точно не выяснены. Можно лишь сказа ...

Классицизм петербургской архитектуры начала XIX века
До недавнего времени считалось, будто национальные особенности русской архитектуры нашли себе выражение только в памятниках допетровской Руси. Действительно, древнерусское зодчество с его луковичными главками, кокошниками, крыльцами, тере ...

Театр им. Ленсовета
Санкт-Петербургский государственный Академический театр имени Ленсовета ведет свою историю от 19 ноября 1933 года, когда был сыгран спектакль "Бешеные деньги" А.Н. Островского. В то время театр носил название "Новый" ...