Литературная политика

Другая культура » Литературная политика

Страница 2

В России П. л. была абсолютистско-бюрократической по своим методам, охранительно-дворянской по своему содержанию. Развитие капиталистических отношений в стране не изменило основного характера литературной политики самодержавия и лишь внесло некоторые поправки в нее.

Русская литература развивалась в невыносимо суровых и тяжелых условиях. П. л. господствующих классов отличалась исключительным фанатизмом, мракобесием и не только в эпохи реакции, но и в эпохи относительно свободных веяний. Характерно, что почти всегда цензурные комитеты непосредственно подчиняются полицейской власти, с одной стороны, и синоду — с другой.

Непосредственно царь, его ближайшая канцелярия и синод вмешивались в развитие литературного творчества, формулировали свои требования к литературным памятникам, осуждая и подвергая каре за малейшее отступление от круга дозволенных «высочайшей милостью» идей. Екатерина II (XVIII в.) самолично определила наказание для Радищева за напечатание им знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Павел I, не доверяя цензурному комитету, указом от 4 июля 1797 удостоил себя чести именоваться высшим цензором, окончательно решающим судьбу той или иной сомнительной книги. Он же определил наказание для Капниста, написавшего сатирически-острую «Ябеду». И после того как в эпоху Александра I на короткий период деятельность государственного цензурного комитета стала протекать вне ее постоянной подчиненности полицейским властям (уже в 1811 официально утверждено подчинение цензуры, с одной стороны, министерству народного просвещения, а с другой — министерству полиции), Николай I вновь выдвинул практику самой жесткой абсолютистской П. л. Он самолично осудил Полежаева на гибель за написание поэмы «Сашка», он оказал «дружескую услугу» Пушкину, милостиво соглашаясь быть его цензором, и учредил за Пушкиным полицейскую слежку, надзор тайной канцелярии Бенкендорфа и его агентов и в конечном счете привел поэта к преждевременной гибели.

Лучшие прогрессивные произведения художников прошлого получали известность вопреки властям и их литературной политике. «Горе от ума» напр. не было опубликовано при жизни автора, находилось под запретом цензуры, не получило также и сценического воплощения. Комедия появилась в печати лишь в 1831, но цензоры, выполняя волю властей, извратили текст произведения. «Медный всадник» Пушкина был напечатан после смерти поэта. Ни одно из драматических произведений Пушкина не было разрешено к постановке при жизни поэта. Посмертные издания произведений Гоголя были разрешены после долгих и тяжелых обходов и ухаживаний за цензурой, причем по своему усмотрению цензура расправлялась с текстом. Роман Чернышевского «Что делать?» появился в «Современнике» по случайной ошибке, недосмотру цензуры. Известны исключительные цензурные гонения на Некрасова и как поэта и как редактора «Современника», журнала, по отзывам цензуры, пропагандировавшего материализм и коммунизм. Салтыков-Щедрин был буквально «в тисках царской цензуры». Гонения на писателей — обычное дело для самодержавной России. За напечатание «Философских писем» Чаадаева Надеждин был отправлен в ссылку, а сам автор объявлен сумасшедшим. Арест и высылка Лермонтова, Пушкина, Салтыкова-Щедрина поводом своим имеют неугодность властям направления их сочинений.

Произведения патриотического, охранительного порядка, наоборот, всемерно поощрялись П. л. самодержавия. «Рука всевышнего отечество спасла» Кукольника, романы Загоскина, патриотические пьесы Полевого и др. хвалебные произведения составляли «положительную» программу этой П. л. Правительство субсидировало таких писателей, как Жуковский, Кукольник и др. Для Карамзина напр. была установлена полная свобода от цензурных просмотров и вмешательств.

Всевозможными мерами задерживалось развитие передовой прогрессивной журналистики. Был выработан специальный указ, по которому личность издателя должна быть проверена властями с точки зрения моральных требований. Пушкину отказали в издании газеты, а патриотическую и шовинистическую газету Булгарина и Греча «Северную пчелу» сделали чуть ли не официальным органом России (Николай I ежедневно читал «Северную пчелу»). В связи с июльскими днями 1830 прекратили издание «Литературной газеты» Дельвига. Гонения распространились даже на славянофильские журналы, напр. «Москвитянин». Цензоры заподозрили в изменничестве «противу существующего образа правления» даже такого патриотически настроенного писателя, как Хомяков. «Современник» и «Русское слово» состояли на особом неослабном учете, донесения о них производились систематически, и после целого ряда предупреждений и взысканий правительство их закрыло.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение. Икона Успенского собора во Владимире. 1408. Москва, Третьяковская галерея. Среди памятников древнерусской иконописи имеется немало таких, которые давно уже получили широкую известность, неодно ...

"Новый русский" как фольклорный персонаж
Цикл - естественная форма бытования анекдотов. В поле зрения исследователей попали уже многие бытующие в настоящее время циклы. Но практически во всех исследованных циклах главные персонажи имеют литературный, или скорее, кинематографичес ...

Категории новизны
Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают: - принципиально новое (качественно); - новое во времени. Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возника ...