Легенда о св. Дионисии

Другая культура » Базилика Сен-Дени » Легенда о св. Дионисии

Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы -Vie de sainte Geneviève (520г), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом (90-100). Умер он в селении Катуллиакум (Catulliacum), и св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь.

Другой текст, относящийся к перу Григория Турского (ум.594), сообщает, что св. Дионисий был одним из семи епископов, пришедших обращать Галлию в христианство. Посланный в Париж, он умер от преследований императора Деце (249-251гг.). В VII веке св.Дионисий стал особым патроном франков и у него появились двое сопровождающих - священник Элеутерий и диакон Рустик. Первый текст, посвященный описанию жития и мученической кончины святого был назван Gloriosae, по первому слову текста. О нем известно из рукописи IX века, которая сохранила элементы, восходящие к шестому веку. В этом рассказе св. Дионисий, посланный в Париж, обращает толпы народа, терпит мучения во имя Троицы вместе со своими двумя спутниками. Их тела хоронит набожная женщина за пределами Парижа, и над погребением устанавливается мавзолей.

В IX веке (в период аббатства Хильдуина (Hilduinus- лат.) (814-840)), был составлен второй текст Страстей св. Дионисия (Post beatam et gloriosam), где ученик апостола Павла, уверовавший в Христа во время его проповеди в Афинах (Деяния Апостолов 17, 16-34), был объединен со св.Дионисием, посланным папой Климентом обращать Галлию. У него было двое сопровождающих Рустик и Элеутерий, но вместе с ним с апостольским поручением были посланы также Марсель (в Испанию), Сатурнен (в Тулузу) и Люсьен (в Бове). Св. Дионисий и два его спутника приняли мученическую смерть на Монмартре, провозглашая веру в св. Троицу. Это случилось в период правления императора Домициана (81-96 гг.). Именно в этой истории сообщается о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения. Этот текст уже существовал, когда император Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, получил рукопись "Сorpus areopagiticum" от византийского императора Михаила Заики. Он передает манускрипт аббатству, и в 835 году просит аббата Хильдуина составить новое жизнеописание св. Дионисия. Эта работа была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий - автор греческой рукописи и афинский архиепископ. Он отправляется в Рим, где его встречает папа Климент и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных (Lisbius), чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие. Император Домициан поручает префекту Сизинниусу (Sisinnius или Siscinnius) разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у его компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников. Св. Дионисий несет свою голову, сопровождаемый ангелом, и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию. Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус (Visbius), который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится для Хильдуина главным источником сведений, он ссылается на некий трактат ("traité de Visbius), обнаруженный случайно в Париже. Тела мучеников также хоронит Катулла. И в базилике над их гробницей Иисус являет чудеса.4 Ученик и протеже Хильдуина – монах Хинкмар (806-882), развил легенды и рассказы о чудесах, связанных с созданием первой большой церкви св. Дионисия королем Дагобертом I (629-639). "Miracula sancti Dionisii", составленные к 834 году позволяют подтвердить достоверность реликвий аббатства. Gesta Dagoberti regis рассказывает о чудесном открытии захоронения трех мучеников Дагобертом".5 Хинкмар описывает строительство церкви, похороны Дагоберта и заступничество святого Дионисия, Мартина и Маврикия за его душу. Легенда продолжала расцветать в аббатстве и была подвергнута критике только в XII веке Абеляром, на основании свидетельств Беды Достопочтенного, что вызвало крайнее возмущение монастырской братии. В XIII веке папа Иннокентий III обращает внимание на проблему идентификации святого Дионисия, так как существовала версия, что св. Дионисий, обращенный в христианство апостолом Павлом, умер и похоронен в Греции. Допуская возможность того, что ученик апостола Павла и епископ, христианизировавший Галлию – разные лица, Иннокентий III посылает в аббатство Сен-Дени реликвии св. Дионисия из Греции, чтобы вопрос отпал сам собой, поскольку после этого монастырь стал законным хранителем реликвий как греческого, так и парижского св. Дионисия. Св.Дионисий почитается как равноапостольный святой Франции и легенды о его жизни и чудесах хранятся и распространяются аббатством. В XIV веке монах Ив составляет для короля большой сборник, где соединены воедино история Франции, жизнь и чудеса св. Дионисия.

Похожие статьи:

Микенское искусство
Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб пр ...

Земледельческий религиозный культ древних славян
Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что для дохристианской религии древних славян характерным являлось преобладание практики-магии и куль ...

Святыни, идолы и игрища языческих славян
Многогранности языческого мировоззрения, сложившегося из наслоения многих эпох, соответствовало многообразие форм культа и мест обращения к потусторонним силам, родившимся в сознании древнего человека. Моления об урожае, различные заклин ...