Образ Ивана Грозного в историческом сознании

Другая культура » Образ Ивана Грозного в историческом сознании

Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века: начался еще при жизни Грозного. Одна из первых харак­теристик дана в начале ХVII века, она весьма противоречива: некрасивый ("образом нелепый") с длинным и кривым носом ("нос протягновен и покляп"), царь вместе с тем высок, у не­го "сухо тело" и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь.

Далее идет восхваление: "Муж чудного рассуждения, книж­ного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за оте­чество стоит крепко". Но затем идет осуждение в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похо­же современник стал в тупик перед многогранностью человечес­кого характера.

Разнообразие оценок дел и личности Ивана IV нашло про­должение в науке. У историка XIX века Карамзина оно одноз­начно: "герой" в первый период своего царствования он прев­ращается в тирана во втором. Во второй половине XIX века ис­торическая наука стала вскрывать закономерности хода исто­рии. Историк С.М.Соловьев представлял историческое развитие России того времени как смену "родовых" начал на "государс­твенные".

В Этом смысле деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал, что "не произнесет историк слово оправдания такому человеку".

Последующие историки, Кроме В.О.Ключевского порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, гово­рили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэк­ранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого пат­риота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявше­гося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оп­равдания событий в стране в этот период.

Чтобы понять деятельность Ивана IV надо знать какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком взошел на престол.

Похожие статьи:

"Давид Сасунский": об эпосе
B ycтax cкaзитeлeй apмянcкий нaциoнaльный эпoc ноcит нecкoлькo названий. Kaждoe из ниx выpaжaeт eдинствo этoгo эпичeскoro кpyгa cкaзaний и мorлo бы быть coxpaнeнo и в пepeвoдe. Ho oчeнь тpyднo пoдыcкaть ичepпывaющиe пo пoлнoтe пepeдaчи cм ...

Живопись времени Августа
В декоративной живописи конца принципата Августа возникает стиль, названный третьим помпеянским. Если во втором стиле преобладала архитектурная композиция, будто разрушавшая стену, то в третьем живописцы, напротив, подчёркивают плоскость ...

Система Станиславского: уроки мастерства
Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. Система Станиславского открыла пути к созданию спектакля, как единого художественного целого, к воспитанию подлинного х ...