Искусство XVIII века

Человек и искусство » Искусство XVIII века

XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государст­венных устоев. В XVIII столетии появляется переодиче­ская печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-ре­лигиозного мироощущения. покерок как получить бонус за депозит

Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократиче­ской среде.

XVIII век — это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономи­стов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, Ген­дель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия.

Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разно­образия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников ужива­лись рядом с голландскими жанровыми произведения­ми. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эво­люции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.

Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII- XVIII вв. кризис абсолютистских систем.

Одновременно с классицизмом, и под его воздействи­ем продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвы­шенного", надуманного к "простому", естественному, со­размерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения. Алле­горически - надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чув­ствами, частная жизнь человека.

Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, — процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной — Италии, Испании, Австрии, Герма­нии — очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры.

Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интим­ному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека.

Пейзажная живопись порождает "пейзаж настрое­ния". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живо­писных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы.

Характерный для живописи барокко свето-теневой кон­фликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным началами в жизни были не свойственны ху­дожникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, свет­лая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.

Похожие статьи:

Культурная жизнь Перми 1990-х
Пермские 90-е по интенсивности культурной жизни можно сравнить разве что с культурным подъемом начала века: проходят первые свободные художественные выставки, появляются независимые галереи современного искусства, создаются новые эксперим ...

Лев Николаевич Толстой
Если бы предложить наиболее полное выражение гения русской прозы, то это был бы именно Лев Толстой. Проза – сложнейшая творческая стихия, и Толстой весь ушел в этот мир, не испытывая никогда всерьез свой талант рифмованными строчками, раз ...

Греческая культура
Гомеровский период (XI - VIII), орхаическая Греция (VII - VI), классическая (V - IV). Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Весь этот процесс взаимодей ...