Конец опричнины

Трагические события произошли летом следующего года, когда коымский царь Давлет-Гирей провел поход на Москву. Как всегда на берегу Оки был выстроен заслон из русских войск. Заслон состоял из одного опричного полка. Давлет-Гирею уда­лось переправиться через Оку там,где его не ждали. Он подо­шел к Москве и поджег не защищенные стенами посады. Огнь пе­рекинулся через стены Китай-города и Кремля. Пламя бушевало пока хватало пищи огню. Выгорело все. В огне сгорели и пост­ройки государева опричного двора в Москве, даже колокола расплавились.

Ужасные результаты московского пожара были следствием не только победы крымского хана и военной слабости опрични­ны, царь Иван был несомненно виновен в том, что Москва была плохо укреплена. После сожжения Москвы Давлет-Гирей ушел, но своей цели достиг: захватил "полон" и добычу, разграбил мно­го городов, в основном Рязанской области. Все это жестоко ударило по престижу царя Ивана и опричнины. Дальнейшие пере­говоры с Давлет-Гиреем сорвались и тот решил на следующий год закрепить успех и повторить набег.

Иван IV принял тогда верное решение: для отпора он объ­единил земские и опричные войска. Они не просто стояли ря­дом, теперь в каждом полку были и земские и опричные служи­лые люди, и земские и опричные воеводы. Нередко опричники оказывались под началом у земских воевод. Главнокомандующим был назначен князь Михайло Иванович Воротынский, который не­задолго до этого провел немало лет в тюрьме и ссылке. 30 ию­ля 1572 года возле деревни Молоди, примерно в 45 км от Моск­вы произошла решительная битва. Русские войска нанесли сок­рушительное поражение Давлет-Гирею. Победа была полной, кырмская опасность была ликвидирована на 10-15 лет. Страна была спасена. Вместе с тем победа при Молодях показала даже Ивану IV, что опричнина себя изжила и осенью 1572 года "странное учреждение" объявили как бы не существующей. Те­перь даже упоминание этого слова считалось крамольным.

Были объединены уже не для одной боевой операции, а в целом опричные и земские войска, восстановилось единство Бо­ярской думы. Были сделаны некоторые политические жесты, ко­торые должны были символизировать наступление новой полити­ки: кое-кто был реабилитирован, иконы вернулись торжественно в свои храмы.

Продолжались казни и самих опричников. Победитель при Молодых князь Воротынский, получивший за это титул "госуда­ревой слуги" меньше , чем через полгода был казнен по обви­нению в колдовстве. Были казнены и другие воеводы.

Похожие статьи:

Античность
Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры IV в. н.э. - христианство. Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит с ...

Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...

Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни
Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х. В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), с ...