История строительства и рестравраций

Другая культура » Базилика Сен-Дени » История строительства и рестравраций

Страница 4

Витражи были особой гордостью Сугерия. Дошедшие до нас немногочисленные панно включают тему Иессеева Древа и Детства Христа в осевой капелле (капелла Девы). С левой стороны от осевой находилась капелла со сложными аллегорическими композициями, включающая темы Mедного змия, Квадриги Аминодава, Христа, коронующего Церковь и снимающего покрывало с лица Синагоги, Апостола Павла, перемалывающего зерна Ветхого Завета в муку Нового. Кроме того, по предположению Л. Гродецкого, капеллу, расположенную справа от осевой, украшали сюжеты, посвященные Страстям Христа, и ветхозаветные сцены. Сохранился медальон со сценой из Пророчества Иезекииля – начертание знака Тау на челах верных. Таким образом, три центральные капеллы посвящены христологической теме, и взаимосвязи Ветхого и Нового заветов. В оставшихся боковых капеллах были, по всей видимости, исторические и агиографические циклы. Об этом приходится судить по сохранившимся фрагментам, рисункам и гравюрам. Были представлены, по крайней мере, два житийных цикла – сохранились медальон со сценой смерти св. Бенедикта, и сцена мученичества св. Винсента. Исходное местоположение мученичества св. Винсента дискутируется, а панели со сценами, посвященными житию Св. Бенедикта, могли иметь отношение, по крайней мере, к двум окнам крипты.

Из исторических сюжетов один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю, написанное в Сен-Дени. По мнению Л. Гродецкого эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в Сен-Дени, состоявшимся в 1147 году.

После всех революционных и реставрационных изменений от базилики двенадцатого века до нас дошли лишь часть нартекса (две травеи под башнями – оставшаяся часть была перестроена в XIII веке), деамбулаторий с венцом капелл, хранивших витражи двенадцатого века, и западный фасад в сильно измененном состоянии.

Бронзовые позолоченные двери, описанные Сугерием в De Administratione, были повреждены в 1771, а затем расплавлены в 1794 году. Лишился фасад и северной двери, бережно оставленной Сугерием от старого здания церкви, и южной, заказанной им для нового фасада. Современные двери центрального портала представляют собой сомнительную реконструкцию, сделанную в 1842-1843 годах.

Что касается скульптуры западного фасада, то в процессе реставраций 1770-71 годов были демонтированы легендарные статуи – колонны, которые впервые появились в Сен-Дени и стали одним из важнейших признаков раннеготических трехпортальных фасадов. Был расширен дверной проем центрального портала за счет удаления статуи-трюмо, изображающей св. Дионисия, чтобы обеспечить пространство для прохода торжественных процессий.

Реставрационная компания 1806 года, начатая Наполеоном, практически не затронула скульптуру, но повысила уровень тротуара непосредственно перед западным фасадом, оказав влияние на его пропорции. А вот после реставрационных работ, проведенных под руководством Франсуа Дебре, облик фасада изменился до неузнаваемости. Восстановление портальной скульптуры было поручено им Джозефу Сильвестру Брюну (1839-1840), который максимально старался сохранить все, что было в его силах и именно благодаря этому мы можем сегодня обсуждать иконографическую программу скульптуры порталов западного фасада. Однако согласно проекту Дебре были внесены следующие изменения: обрамления и арки окон над порталами были вырезаны заново или заменены, был добавлен геометрический рисунок с надписями, которые были вырезаны в первоначально неукрашенных поверхностях этих декоративных аркад, большие горизонтальные полосы с абстрактным декором введены в каменную кладку под верхними окнами в северной и южной частях фасада. Четыре маленьких статуи на консолях были размещены над первым ярусом окон с северной и южной стороны. Слепая ланцетовидная арка была добавлена на верхнем уровне контрфорсов. На этом же уровне в изначально пустой каменной кладке были вырезаны восемь фигур королей около 1м высотой. Четыре медальона с символами евангелистов появились у окна-розы, а ее резное обрамление было переделано. Деление центральных контрфорсов под окном-розой было продолжено по горизонтальной линии (поперек боковых окон). После всех этих преобразований изначальный проект фасада Сугерия стал объектом научных изысканий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Ямщицкие колокольчики
Ямщицкие колокольчики появляются в России во второй половине 18 века. Являясь сигнальным атрибутом почтовой службы, они быстро получили распространение на главных почтовых дорогах России, в первую очередь, на Московско-Петербургском тракт ...

Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса – это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосноват ...

Воронцовский дворец
В историческом центре Алупки, под сенью зелени старинного парка, возвышается величественный Воронцовский дворец - уникальный памятник зодчества и архитектуры первой половины XIX в. Воронцовский дворец Гармоничное смешение различных ст ...