Пипин Короткий умер в Сен-Дени 24 сентября 768 года и был похоронен там же. Из результатов раскопок стало ясно, "что из фасадной стены каролингского храма выступала полигональная апсида. Сам Сугерий называет это выступающее строение "augmentum", добавление, не говоря ничего конкретного о его форме. Он только считает нужным заметить, что в нем покоился прах Пипина Короткого, который приказал, чтобы его похоронили, за грехи его отца Карла Мартелла, снаружи церкви, лицом вниз. В 832 году аббат Хильдуин увеличивает крипту на восток. Он выстраивает трехнефную часовню, посвященную Святой Деве, святому Иоанну и всем святым23. В период между аббатством Хильдуина и Сугерия, стараниями Вильгельма Завоевателя (умер 1087 г.) произошло присоединение башни с северной стороны.
В XII веке каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.
Сугерий хотел сохранить сначала каролингский неф, который, как он считал, был освящен самим Христом, и решил строиться на западе, на востоке, на севере и на юге. Он начал с нартекса на западе, и объединил его с нефом, предварительно разрушив каролингский фасад, нартекс и l’augmentum. "Затем, он строит новый трансепт и просторный хор на востоке, перемещая, таким образом, алтарь на восток и преобразуя крипту в целом. Когда этот хор был объединен, в свою очередь, с каролингским нефом, он начал расширение этого нефа… во внешнюю сторону, идя с востока к западу", но смерть не позволила ему закончить этот проект.
Нартекс содержал три часовни на первом этаже. Уровень двух боковых часовень был поднят на 0,90 м, добирались к ним с помощью двух лестниц, расположенных в северной и южной башнях. По мнению Ж.Формиже, южная башня и трансепт были закончены в 1148, до смерти Suger, последовавшей в 1151 году. С.М. Кросби считает, что работы над трансептом были начаты, но не закончены при жизни Сугерия. Несмотря на замечания Формиже о существовании оснований колонн в восточной части трансепта, Кросби не обнаружил никаких остатков восточных сторон трансепта – ни восьмого века, ни двенадцатого. Сугерий сам писал неоднократно о своем желании объединить восточную и западную части церкви яркой новой серединой, однако, он также выражал опасение, что эта работа никогда не будет завершена. Археологические изыскания Кросби обнаружили только три фрагмента двенадцатого столетия в области трансепта, "они включают юго-западный проем (в стене) и трюмо южной двери трансепта, которая должна была открываться в монастырь; западную внутреннюю часть северной двери трансепта и западную часть опоры двенадцатого столетия с северной стороны полукруга хора, найденной между поднятым уровнем пола хора и более низким уровнем пола Каролингского нефа восьмого столетия".
Северная башня была закончена после смерти Сугерия. В 1219 года в нее попала молния и в XIII веке она была восстановлена. Западный фасад и нартекс были освящены 9 июня 1140. Пятью неделями позже, 14 июля, был заложен первый камень нового хора, который был освящен 11 июня 1144 во время великолепной церемонии, описанной самим Сугерием. В этот же день были освящены алтари перестроенной крипты.
Жюль Формиже предложил интересную реконструкцию задуманного Сугерием плана базилики. Он предполагает, что многое определялось тем, что церковь, как и все аббатство, была укреплена ввиду возможного нападения врага. В связи с этим башни нартекса и ярус фасада над окном-розой заканчивались зубцами, придавая фасаду вид грозной крепости. Перед порталом на расстоянии двенадцати метров был ров, наполненный водой. Подъемный мост вел к укрепленным двумя башнями воротам наружной стены аббатства. От ворот до портала расстояние равнялось двадцати четырем метрам. После строительства хора и трансепта, было задумано расширить во внешнюю сторону боковые нефы и воздвигнуть посредине их ряды круглых колонн. Образовавшиеся два нефа должны были быть покрыты эмпорами. Трансепт должен был находиться на одной линии с хором и нефом и не должен был выдаваться за пределы нефа. Однако при Сугерии старое трехнефное тело базилики было лишь реставрировано и над ним оставалось старое перекрытие. Вышеупомянутая колоннада не была воздвигнута. После Сугерия, в течение всего XIII века и до начала XIV века, велись строительные работы. Трансепт и неф были перестроены между 1231 и 1281 годами в духе высокой готики, также перестроен хор Сугерия. От него сохранилась лишь обходная галерея с венцом капелл, несущих остатки витражей XII века, а о конструкции хора теперь мы можем судить только гипотетически. Важную роль в строительных кампаниях тринадцатого века сыграли аббаты Од Клеман (Eudes Clément) (1229-1245), Гийом де Массури (Guillaume de Massouris) (1245-1254) и Мэтью де Вандом (Mathieu de Vendôme) (1258-1286). Акт закупки земли и карьера в Конфлане (Conflans) от октября 1247 года называет архитектора Пьера де Монтрейля, но из этого документа невозможно точно установить, что именно Пьер де Монтрейль сделал для Сен-Дени. В середине тринадцатого века в церкви устраиваются гробницы с указанием королей и королев, похороненных в Сен-Дени, в их число попадает и Карл Мартелл, родоначальник каролингской династии, из уважения названный rex. В период с 1299 года по 1303, устраивается капелла на юге восточного конца в память о святом Людовике, умершем в 1270 и канонизированном в 1297, останки которого похоронены на стыке трансепта и нефа. С северо-западной стороны нефа между 1320 и 1324 годами появляются шесть капелл.
Похожие статьи:
Генезис русской профессиональной музыки
Одним из важнейших вопросов истории русской музыки является вопрос византийского влияния и византийско-русских контактов в Древней Руси. Он связан с проблемой происхождения профессиональной (церковной) музыки на Руси. На этот вопрос сущес ...
Славянская мифология после введения
христианства
Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило конец официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив ее высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не отождествляли ...
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе ...
Разделы