Мозаики Древней Греции и Рима не только обеспечили репертуарными прототипами и композиционными схемами целые пласты мирового изобразительного искусства, но на протяжении двадцати трех столетий оказывали огромное влияние на развитие политического и религиозного мышления, философии, литературы, театрального искусства. Интерес к наследию этого периода, к мастерству античных мозаичистов не угасает так же, как не тускнеют краски созданных ими мозаик. Изучение мозаичного наследия получило новый импульс в 1963 году, когда в Париже был проведен первый международный коллоквиум по мозаикам древности (CMGR I) и учреждена международная Ассоциация античных мозаик (AIEMA), призванная активизировать создание Свода (полного собрания) античных мозаик. В каждой стране, подвергшейся в свое время эллинизации и романизации, продолжаются археологические исследования памятников античности, в том числе и мозаичных; даже не слишком значительные провинции выпускают ежегодные альманахи по истории, в которых скрупулезно описываются малейшие свидетельства далекого прошлого. С сожалением можно заметить, что на русском языке крайне мало подобных исследований. Отчасти восполнить пробел могут помочь научные изыскания ученых разных стран1.
Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко–римском мире являются мощения в технике opus barbaricum – напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э. Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии – Пелле, где созданы в этой технике самые выдающиеся произведения мозаичного искусства, в конце IV века до н.э. предпринимаются первые попытки имитировать или соотнести достижения живописи применительно к мозаикам. Это было время, когда художники-мозаичисты стремились "превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, что другие достигали тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать ковры, которые не изнашивались, и вводили в изображение даже игру теней и иллюзию глубины"2. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, то, начиная с раннего III века, она являются отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то, что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э
Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цветоразделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум, относится к концу IV – началу III века до н.э Неведомо кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков почти кубической формы, но хорошо известно, что в короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики. Одной из целиком тесселированных и наиболее ранних мозаик является группа напольных мощений из дома Ганимеда в маленьком городке Моргантина в глубине Сицилии, созданных в середине – конце III века до н.э. (в основном речь идет о мозаике "Похищение Ганимеда", в честь которой и назван дом)3. В это же время, то есть примерно в III веке, зарождается еще одна техника мощения - opus sectile; этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские4. Техника "сектиле" не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Похожие статьи:
Русский авангард
Нет сомнения, что “путь в XX в.” был противоречив. Модерн частично принадлежал и прошлому и будущему. Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусств ...
Колокола как памятники и помянники
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, богатые купцы, но даже зажиточные крестьяне. В разных архивах сохранилось немало сведений о таких актах благотворительности русского на ...
Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв
Христос восседает на радуге в середине округлой светоносной мандорлы, которую возносит на небо четверица Ангелов. В барабане купола на восточной стороне стоит Богородица с распростертыми в молитве руками между Архангелами Михаилом и Гаври ...
Разделы