Напольная мозаика «Нильский пейзаж»

Другая культура » Напольная мозаика «Нильский пейзаж»

Страница 3

Значительная часть мозаики подвергалась перемещениям и реставрации. Когда извлекались крупные фрагменты, не был снят план расположения мозаичного оригинала, и можно лишь догадываться, на чем основана реконструкция 30-х годов XVII века. Однако остается фактом то, что мозаика состояла из двух частей, связанных единым сюжетом, а также то, что некоторые секции были частями более крупных блоков. Мы можем расположить различные ее части в соответствии со степенью их исконности. Во-первых, это участки оригинала, большая часть которых была скопирована художником дель Поццо в 1630 году. Во-вторых, это участки, отреставрированные по акварелям дель Поццо. В-третьих, это те части, которые не только были набраны заново, но получили новое содержание, поскольку они сделаны, чтобы связать различные участки друг с другом. Кроме того, в копиях дель Поццо воспроизведены некоторые несохранившиеся участки. Отдельные оригинальные фрагменты, не воспроизведенные дель Поццо, могли оставаться на своих исконных местах только до 1640 года. Оставаясь in situ, они могли служить основой для совершенно новых частей, однако на этих участках изображены либо пейзажи, либо вода15. Мозаичный оригинал должен был быть на метр шире, и вероятно некоторые его части утрачены. Реконструкция проведена некорректно, и, следовательно, вся композиция в ее нынешнем виде может быть критически пересмотрена. Подробные исследования Уайтхауз, касающиеся копий дель Поццо, позволили ей предложить более убедительное расположение частей мозаичного оригинала.

Мозаичная картина изображает русло Нила от истоков до Дельты и выполнена таким образом, что зритель как бы парит над бескрайними просторами Египта. С первого взгляда заметно, что композиция разделена горизонтальным членением на две почти равные части – верхнюю и нижнюю. Это членение отделяет дикую природу от урбанистического пейзажа. Верхняя часть практически лишена каких-либо архитектурных элементов; сложный силуэт линии горизонта, который расположен очень высоко, почти у самого края изобразительной плоскости, выглядит достаточно сурово. Дальний план со скалистым ландшафтом, который оживляют крохотные фигурки эфиопов, охотящихся среди скал и скудной растительности, представляет Верхний Египет. Странные, фантастические животные населяют этот негостеприимный край; надписи на греческом языке поясняют, кто именно изображен, хотя в некоторых случаях надписи сопровождают изображения фантастических животных (крокодилопардалис, онокентавресса).

Следует обратить внимание на изобразительный прием, связанный с выравниванием масштабов изображения на переднем и дальнем плане (спустя века этот прием получит название обратной перспективы). Некоторые животные на заднем плане по размеру соизмеримы с архитектурными комплексами переднего плана, а фигурки эфиопов значительно крупнее воинов на боевом корабле в правой нижней части картины. Эта сцена вообще выглядит несколько комично, поскольку находящиеся на судне воины со щитами, будучи не крупнее лодыжки стоящей слева священнослужительницы, сохраняют при этом полную серьезность и соблюдают дисциплину, а их корабль, наполовину находящийся на берегу, загребает веслами сушу; помимо разительного масштабного несоответствия, присутствие военного корабля в полном боевом снаряжении среди буйного веселья, связанного с разливом Нила, кажется не вполне уместным.

Вся нижняя половина мозаики насыщена самыми разнообразными архитектурными строениями, причем переход от дальнего плана к переднему весьма заметен. С левой стороны высится египетский храм с одетыми в белое священнослужителями, обелисками и круглым колодцем в обратной перспективе, который служил водомером и располагался вблизи истоков, а если мы придадим значение его круглой форме, у нас появится возможность идентифицировать его как знаменитый измеритель уровня воды Нила в Асуане. Почти в центре композиции, распластанная на отдельном островке, изображена ферма, окруженная крепостными стенами с четырьмя башнями, со следами разрушений, вызванных паводком. Справа, окруженный водами Нила, расположен архитектурный комплекс, идентифицируемый как Долина Царей. Весь этот регистр можно рассматривать как изображение Среднего Египта и как переход от верховий Нила к Дельте, где разворачиваются торжества, сопровождающие ежегодный разлив Нила. На переднем плане расположен украшенный праздничными гирляндами высокий павильон с огромным тентом, под которым собрались готовящиеся к празднику воины. Эфиоп в доспехах трубит, возвещая начало праздника; жрица возносит хвалу богам. Справа и выше павильона находится пропилон19, из которого появляется группа священнослужителей, несущих сакральный объект поклонения. Исследуя сам объект поклонения, Мейбум замечает, что священнослужители с венками на бритых головах несут на шестах некий тяжелый предмет в форме параллелепипеда, на котором установлен конический канделябр или гидрия, но в копиях дель Поццо никакого канделябра нет, он появляется после реставрации Дж. Б. Каландра, и расшифровывать его сакральный смысл никакой необходимости нет; скорее всего, объектом поклонения является саркофаг Осириса. Группу жрецов сопровождает процессия с бубнами, двойной флейтой и штандартами богов.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Искусство и публика. Политика городских властей в области культуры
В конце 1990-х годов стало очевидно, что культура и искусство не могут существовать без государственной поддержки. Политическая же власть в свою очередь заинтересована в повышении культурного уровня в стране. Поэтому, как будет видно из д ...

Иконопись X-XIII вв
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли сво ...

Кант
Выше упоминалась роль неокантианства, в частности, марбургской школы, для мыслящей молодежи начала десятых годов. О причинах популярности в этой среде Марбургской школы специально говорит в «Охранной грамоте» Пастернак, в качестве одного ...