Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Другая культура » Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Страница 3

Формирование нотированного Октоиха (в это время заголовки в рукописях определяют его как "Стихиры воскресны") относится ко второй половине 15 века, и кирилловские рукописи отражают данный процесс. Он осуществлялся как "собирание" певческой книги из отдельных циклов осмогласных песнопений одного жанра, и, представленный в пяти рукописях из восьми, в результате Октоих во всех списках выглядит по-разному. В 607/864 каждый из восьми гласов Октоиха содержит только один Богородичен Малой Вечерни и несколько песнопений Великой Вечерни11. В 596/853 песнопения Октоиха показаны последовательно как отдельно выписанный цикл Степенных антифонов, потом как Стихиры воскресны краткого состава, а далее – как Богородичны Седмицы, также в кратком составе. В этих циклах отдельные песнопения остались без нотации, выписаны только тексты. Это свидетельствует о том, что напевы данных стихир еще не были созданы, или они были неизвестны автору рукописи. Октоих рукописи 629/886 расширен за счет небольшой группы седмичных песнопений. И среди всех рукописей Октоих в 653/910 , датируемой концом 15-го века, представлен уже полным своим составом: в нем есть стихиры Восточны и Ины восточны, стихиры по "азведи" и большая Седмица. Некоторые песнопения здесь также приведены без нотации, что свидетельствует в данном и во многих других случаях, как правило, о том, что в рукописи, с которой переписывалась данная копия, этих песнопений в распетом виде не было, и автор рукописи включил тексты из ненотированной книги, предполагая, вероятно, в последующем ввести нотацию. Отметим, что в подобных случаях напевы часто вводились в рукописи позднее, о чем свидетельствуют другие почерк и чернила, но в данной рукописи они так и остались ненотированными.

В том же Октоихе рукописи 653/910 в конце расположен цикл песнопений Утрени, содержащий Светильны, Богородичны и Стихиры Евангельские на восемь гласов, где Богородичны не нотированы вообще, а Стихиры Евангельские представлены очень сложным распевом, хотя и в них отдельные фрагменты не нотированы. Циклы распетых Светильнов и Стихир Евангельских ведут свое начало в русской традиции от 12 века, когда они были зафиксированы в Благовещенском кондакаре. Стихиры Евангельские относятся к числу песнопений, которые, в силу особой значимости в богослужении, на каждом этапе своего многовекового существования будут получать новый распев. Именно они впоследствии будут распеты выдающимся мастером Федором Крестьянином18. Обычное их местоположение в рукописях – после Октоиха, и именно так они расположены в кирилло-белозерской рукописи 653/910.

Традиционные нотированные книги – Ирмологий, Триодь, Стихирарь минейный – представлены в большинстве кирилло-белозерских рукописей 15 века, но и они обнаруживают те изменения, которые произошли в книгах в результате реформ. В стабильном по составу Ирмологии отдельные ирмосы не нотированы. Триодь выписана в четырех рукописях, одна из которых (Кир.-Бел. 637/894) датируется первой половиной столетия. По наблюдениям исследователей, данная Триодь продолжает традицию древнейшего периода: здесь полностью записывается Чин ночи Великого Пятка и служба "двенадцати тропарей", есть и пометка "лишнии", аналогичная ремарке пергаменных рукописей "кроме устава" и др. Триоди второй половины 15 века содержат изменения, в частности, состав Триоди становится более упорядоченным: "песнопения в них располагаются строго по порядку их исполнения за богослужением, вновь записываются стихиры для будничных дней (их состав примерно соответствует древнейшим кодексам) и расширяются последования служб Страстной Седмицы, увеличивается подборка обиходных песнопений".

Наибольшим количеством списков – пятью - представлены Стихирари минейные. Как и в Триодях, Стихирари первой половины 15 века сохраняют черты древнерусской традиции, к ним относится, в частности, 637/894. В Стихирарях же второй половины столетия расширяется состав русских памятей. Это проявляется в кирилло-белозерских Стихирарях, где, в частности, в 629/886 есть памяти Варлааму Хутынскому, Борису и Глебу и др.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Роль древа мирового в славянской мифологии
Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является — древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным ...

Фаюмские портреты
В расписном искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Однако эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере ...

Новгородская школа иконописи
Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде. Здесь образовалась собств ...