Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Другая культура » Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Страница 1

В пятнадцатом столетии древнерусские музыкальные рукописи (богослужебные певческие книги) подверглись реформированию, в значительной степени связанному со сменой богослужебного устава. В течение 15 века русская Церковь постепенно перешла со Студийского устава на Иерусалимский. Хотя данный переход осуществлялся достаточно плавно, без очевидных противопоставлений, благодаря сходству обоих Уставов, имевших общую основу, он, несомненно, определил те изменения, которые нашли отражение в богослужебных певческих книгах, тем более созданных в одном из крупнейших монастырей Московской Руси – Кирилло-Белозерском.

К этому времени история русского нотного книгописания насчитывала уже более трех столетий. Первые памятники, зафиксировавшие корпус богослужебных песнопений, сохранились от конца 11 века. Пергаменные певческие книги были представлены древнейшими Стихирарями минейными, Триодями, Ирмологиями, Кондакарями, записанными знаменной и кондакарной нотациями. Заимствованные из Византии в рамках всей системы богослужения, книги содержали переводы гимнографических текстов, сопровождавшихся адаптированной палеовизантийской (коаленовской) нотацией, получившей название знаменной нотации. Базирующаяся на византийских невмах, знаменная нотация сформировала свой знаковый словарь, который, с одной стороны, сохранил очевидные связи с византийским словарем, с другой – выработал собственные начертания и способы соединения, обусловленные особенностями древнерусских гимнографических текстов. Этот процесс в основном уже завершился в 12 веке, и в течение 13-14 столетий знаковый словарь в целом оставался стабильным – вплоть до 15 века.

В этот же период в русских певческих книгах употреблялась и другая нотация – кондакарная, единственная в своем роде, нигде более в таком виде не встречавшаяся, вводившаяся для изложения особо сложных, возможно даже неодноголосных распевов. Знаменная нотация использовалась в большинстве древнерусских нотных рукописей и впоследствии сохранила свое приоритетное значение вплоть до конца 17 века, когда произошел переход на пятилинейную нотацию. Кондакарной же нотацией записаны почти целиком только пять сохранившихся певческих книг (Кондакарей) и несколько фрагментов в разных книгах, и период ее использования ограничивается 11-14 столетиями.

Тексты всех нотированных рукописей 11-14 вв. в целом истинноречные, где Ь и Ъ сопровождаются нотными знаками, следовательно, обладают собственным музыкальным звучанием.

События 15 века, особенно второй его половины, отразились на характере нотного книгописания на Руси, что в полной мере становится очевидным при рассмотрении рукописей, созданных в этот период в Кирилло-Белозерском монастыре. Значение монастыря в истории России широко известно1. Крупнейшая обитель, основанная в 1397 году и к середине 15 века ставшая одним из культурных центров Руси, Кирилло-Белозерский монастырь известен своими книгописными традициями. Напомню также, что именно в его стенах был создан первый в истории России каталог библиотеки монастыря, составленный неизвестным монахом в конце XV в., опубликованный в 1897 г. Н.К. Никольским под названием "Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря"2. Выделю здесь и важное уточнение, сделанное Никольским, который писал: "уже не раз в науке была отмечена разность в составе наших рукописей 14 и 15 веков, возникшая благодаря усиленному притоку новых переводов и изводов из южно-славянских земель. Но этот приток не видоизменил бы так отчетливо физиономии нашей письменности в XV веке, если бы не ощущалась необходимость переписывать новые книги одновременно с заменою Устава по редакции патриарха Алексия на типик Иерусалимский. Эта замена сильно ускорила работы монастырей по обзаведению новыми списками".

Данная тенденция в полной мере проявила себя в Кирилло-Белозерском монастыре при создании нотированных книг. Более того, именно мастеропевцы монастыря во многом определили те направления, по которым в дальнейшем шло развитие русского церковного пения и его теоретическое осмысление.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Урбанизм
Урбанизм (от лат. urbs — город) — отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом. Городская тематика, поя ...

Названные факты совершенно видоизменили мировосприятие художников
Живопись 16 в. мы будем рассматривать по трем ее этапам. Начальный, захватывающий первые три десятилетия, связан со сложными процессами осознания нового положения человека в жизни, с более высокой ступенью сложения раннего капитализма и х ...

Проблема взаимодействия этнических общностей в контексте программы создания «общеевропейского дома»
Осуществляемая в настоящее время попытка реализации программы “общеевропейского” дома поднимает проблему взаимодействия этнических общностей на новый уровень. “Общеевропейский дом” - это не просто метафора, вошедшая в современный язык оф ...