Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Другая культура » Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря

Страница 2

В настоящее время в собрании Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся в Российской национальной библиотеке, сохранилось восемь написанных на бумаге, полностью нотированных и одна частично нотированная рукопись 15 века. Они охватывают период с 1430-х гг. до самого начала 16 века и отражают репертуар богослужебных нотированных книг своего времени. Это полностью нотированные рукописи 573/830, 596/853, 597/854, 607/864, 629/886, 637/894, 653/910, 654/911 и знаменитая рукопись инока Ефросина 9/1086, где представлено несколько нотированных фрагментов, к сожалению, написанных не рукой инока Ефросина. Все эти рукописи в разное время уже становились предметом анализа ученых, преимущественно музыковедов, и многие аспекты представлены в научной литературе в виде публикации отдельных памятников или их исследования. Рассредоточенность рукописей по времени в рамках столетия напрямую отразилась на их составе, структуре певческих книг, особенностях текста и нотации. Помимо особенностей, свойственных вообще каждому списку памятника, рукописи Кирилло-Белозерского монастыря отражают те изменения, которые произошли в 15 веке в целом в связи со сменой Устава, формированием новых певческих книг, переходом от истинноречия к раздельноречию, нововведениями в области знаменной нотации.

Каждая из кирилло-белозерских рукописей 15 века написаны одним-двумя почерками. Традиционные для нотированных рукописей исправления слов и знамен, введение новых песнопений в них осуществляется, как правило, теми же почерками. На этом фоне выделяется рукопись 596/853, которая содержит записи более чем 20-ю почерками. Они касаются фиксации основного корпуса певческих книг, введения дополнительных песнопений на полях, исправлений в тексте. Отметим, что бумага в этой рукописи всего четырех видов, следовательно, рукопись не только "составлялась" из разных разделов, но и редактировалась уже в рамках составленной рукописи.

В кирилло-белозерских рукописях представлены все певческие книги, кроме Кондакаря, история бытования которого, как уже было отмечено, оканчивается в 14 столетии. С одной стороны, это книги, существовавшие и в предшествующий период (11-14 вв.) - Триодь, Ирмологий, Стихирарь минейный, содержащий двунадесятые Праздники, с другой – книги, только формирующиеся в указанное время – Обиход и нотированный Октоих. Обиход как самостоятельная книга появится в нотированных рукописях преимущественно в 16 веке. В кирилло-белозерских же рукописях 15 века содержатся только отдельные песнопения или небольшие подборки песнопений, позднее вошедшие в состав Обихода: это стихира "Да молчит всяка плоть" с ремаркой "В субботу великую вместо иже херувимской" как в рукописи 629/886 5 или стихиры с очень сложным распевом "О тебе радуется" и "Да молчит всяка плоть", завершающаяся троекратной Аллилуйей, в рукописи 607/964 6. Неустойчивость традиции распевания песнопения Обихода проявляется в том, что в некоторых списках это же песнопение существует в ненотированном виде, как в рукописи 596/853, где также есть троекратная Аллилуйя.

В будущем Обиходе стабильно будет представлена подборка подобнов. Подобны сыграли весьма важную роль в истории музыкальной интерпретации текстов. Им отводилась роль музыкальных образцов, на "подобен" (то есть по подобию) которых исполнялись очень многие песнопения всех восьми гласов. Подборки подобнов встречались и в рукописях 11-14 веков, в частности, они были представлены в одном из сохранившихся Кондакарей – Типографском уставе с Кондакарем (рукопись Государственной Третьяковской галереи К-5349) в записи знаменной нотацией. В рассматриваемых рукописях Кирилло-Белозерского монастыря 15 века подборки подобнов, но с другим, отличным от древнего, распевом встречаются в нескольких списках. Особенно обращают на себя внимание две подборки, представленные разными почерками в рукописи книгописца Ефросина 9/1086. В этой же рукописи есть и несколько разрозненных нотированных стихир, в числе которых – славник Благовещению второго гласа "Благовествует Гавриил"8, с очень сложным распевом, слоговыми вставками, протянутыми гласными в тех случаях, когда на один слог приходится несколько нотных знаков, аненайками – вставными мелодическими оборотами, возникающими вне основного текста. Нотация песнопения содержит знаки, характерные для древнего периода, и одновременно специфический знак в виде большой буквы "Э", который позднее станет указателем еще одного вида древнерусского пения – путевого распева. Этот же распев славника вообще отличает кирилло-белозерские рукописи: он встретился также в 653/910, 597/894 .

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Владимир Набоков — переводчик "Слова о полку Игореве"
Перед добросовестным или, как сказал бы В.Набоков, честным переводчиком ("honest translator"), взявшимся за перевод "Слова о полку Игореве", неизбежно встаёт ряд вопросов, разрешить которые необходимо раньше, чем прист ...

Алтарь мира
Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (139 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. С утверждением Августа и нас ...

Архив
Архивом называют, во-первых, учреждение, на обязанности которого лежит хранение документальных источников, во-вторых — помещение, в котором хранятся документы, и в-третьих — самые собрания источников (собрания архивных материалов). Послед ...