Храмовое убранство внеисторического Рима

Другая культура » Храмовое убранство внеисторического Рима

Страница 2

Центральным храмом города Рима после принятия христианства Константином Великим делается базилика святого Петра, знаменуя место его мученической кончины. В алтаре старой базилики можно было видеть изображение Христа в образе Судии в окружении апостолов Петра и Павла. Спаситель передает свиток Петру, что свидетельствует об апостольской преемственности. Ниже – четыре райские реки, символизирующие четыре Евангелия. В основании конхи – Этимасия, увенчанная Крестом, и мистический Агнец Апокалипсиса. Агнцы, выходящие из городов Вифлеема и Иерусалима, – члены Церкви, призванные, соответственно, от язычников и от иудеев апостолами Павлом и Петром.4 Впоследствии такие мотивы украшения алтаря римского храма V-VII вв. как Этимасия, Крест, Апостолы, Агнцы, пьющие из райских рек и др. повторяются не только в позднейших памятниках римского монументального искусства,5 но также в средневековых изображениях разных эпох, призванных создать "иконное" отображение Града апостола Петра.

Одним из значимых памятников раннего средневековья, где изображения соответствовали римской традиции, является капелла Карла Великого в Аахене. Повторяя в своих архитектурных формах символический образ Небесного Иерусалима из Апокалипсиса,6 церковь имела в куполе мозаики с изображением Мистического Агнца и двадцати четырех старцев. Тема предстояния Христу в эсхатологической перспективе – древнейшая идея в христианском изобразительном искусстве, имеющая римское происхождение. Карл Великий – христианский император, короновавшийся в Риме, в своей культурной политике придерживался идеала аутентичности. Это значит, что искусство и архитектура каролингской поры, опирается на имперские прообразы, в первую очередь – римские, но также и византийские. Например, придание Аахенской капелле форм архитектурной иконы Иерусалима, дает возможность традиционного уподобления монарха одному из библейских царей, в подражание Юстиниановской Византии. Достаточно вспомнить знаменитую мозаику нартекса Св. Софии с изображениями Юстиниана – нового Соломона и Константина – Нового Давида. Это традиционное библейское уподобление имеет место в разных жанрах каролингского искусства. Например, в Библии графа Вивиана (843-851 гг.) государь (Карл Лысый) изображен в образе Псалмопевца Давида, играющего на арфе в окружении царственных добродетелей Справедливости, Мужества, Рассудительности и Умеренности.

В романскую эпоху символический образ Св. Града Рима не покидает стен храмов. Прежде всего, необходимо, в данной связи, упомянуть бенедиктинскую традицию росписей, которая повторяет изобразительное предание римских памятников. В числе церковных сооружений, украшенных в соответствии с архаизирующим бенедиктинским влиянием следует назвать ц. Сан-Анжело ин Формис, Палатинскую капеллу в Палермо и т.д. В XI веке связи бенедиктинских аббатств с Римом были очень плодотворными. В частности аббат Дезидерий заказывал даже строительные материалы для монастырских построек в Риме. Изображения главной церкви аббатства Монтекассино, а также окрестных храмов как бы имитируют раннехристианские памятники. Например, базилика в Капуе имеет в апсиде изображение тронного Христа с предстоящими Петром и Павлом. Прототипом здесь, безусловно, является древний храм апостола Петра в Риме.

Под непосредственным бенедиктинским влиянием сформировалась своеобразная Греко-латинская программа изображений Сицилийских базилик. Одной из характерных черт мозаичного убранства здесь является, по мнению некоторых исследователей, перераспределение греческой купольной схемы в алтарь. Однако изображение Пантократора и апостолов в апсиде может иметь и иное объяснение – именно в контексте предстояния святых Спасителю, как бы в развернутой версии "Традицио легис", когда кроме Свв. Петра и Павла изображаются и другие апостолы. Интересно, что собственно "Традицио легис" также имеет место в сицилийских базиликах. В Палатинской капелле в Палермо эта композиция помещена над входом.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Дача и дачники в русском представлении
Это сообщение – продолжение темы «Дачи и дачники», которой была посвящена международная конференция «Summerfolk – Дачники», прошедшая в конце августа – начале сентября 2006 г. под Петербургом в поселке Репино (б. Куоккала). Она была орган ...

Русская иконопись конца XV-XVI вв
Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храм ...

Орфей с берегов Тежо
В России, как и в других запиренейских странах, Камоэнс был и оставался долгое время известным только как один из самых прославленных создателей стихотворного эпоса Нового времени – в одном ряду с Данте, Тассо, Мильтоном . Величие, возвыш ...