Храмовое убранство внеисторического Рима

Другая культура » Храмовое убранство внеисторического Рима

Страница 1

Начало истории христианского Рима восходит к некрополям римских катакомб, которые иначе можно назвать Новым подземным Римом. Впоследствии в ходе истории многие города и сооружения станут иконой Вечного города, однако, уже на заре своего существования христианский Рим возникает как обратное отражение Рима античного, его духовный антипод, своеобразный Второй Рим. Христианский подземный Город, поставленный на костях мучеников, представлял собой одновременно храм и гробницу, поскольку состоял из многочисленных храмов и гробниц или гробниц-храмов. Их художественное убранство отличалось сущностным единообразием и говорило о вечной жизни и всеобщем воскресении. Среди распространенных изображений можно назвать образы пророков Даниила и Ионы, символизирующих погребенного и воскресшего Христа, а также сюжеты "Воскрешение Лазаря", "Пир в св. мучеников раю" и др.

Интересно, что не только подбор священных сюжетов создает образ храма-гробницы; типология расположения композиций в интерьере древней церкви и на стенках погребального саркофага оказывается идентичной. Структура росписей подземного храма в общих чертах была следующей: до IV века потолок расписывался орнаментальными мотивами, тяготевшими к третьему декоративному стилю римской античной живописи. При этом в центре всегда располагался аллегория, указывающая на Христа (Добрый Пастырь, Ной в ковчеге, Даниил во рву львином). Четкого порядка в настенных росписях не было, но чаще ближе ко входу можно было видеть композиции, указывающие на вступление в Церковь, посредством Крещения (Рыбак-апостол с удочкой; Моисей, источающий воду из скалы). Ниша над гробницей мученика, предназначавшаяся для совершения Евхаристии, могла иметь изображения на тему Вечери Христовой ("Брак в Кане Галилейской", "Чудо преумножения хлебов и рыб", "Трапеза у моря Тивериадского", "Тайная Вечеря"): то есть именно те композиции, где могут быть представлены Христос и Его Апостолы. Апостольская тема приобретает самодостаточное значение, когда в нише изображаются Свв. Петр и Павел, что предвосхищает ранневизантийский канон алтарных изображений, таких как "Traditio legis" ("Передача закона"). Образ Богоматери над престолом должен был ассоциироваться с Престолом Одушевленным, на котором восседает Христос, и у которого "служат" святые. Все эти смыслы выражаются композицией "Поклонение волхвов".

Интересно, что все перечисленные изображения встречаются в украшении раннехристианских саркофагов, причем иногда в том порядке, который может ассоциироваться с порядком катакомбных росписей: в центральной зоне – медальон с аллегорией Христа, в иерархически значимых частях "алтарные" композиции, такие как "Поклонение волхвов", "Преумножение хлебов", "Передача закона" (Христос в окружении первоверховных апостолов).

Итак, важной символической темой, связанной с Римом, является образ храма-гробницы, огромного как город. Этот священный город имеет своим центром точку предстояния апостолов Христу, того предстояния, которое должно напомнить о Страшном суде ("сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых").

Рассмотрим, каков образный строй римского храма как символа Вечного Города и какова та художественная легенда, которая оттачивается в течение многих веков, сохраняя узнаваемые черты на протяжении столетий.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов&quo ...

Религиозный культ в славянском городе
Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером экономической жизни этих слоев населения ...

1970е: второй сейю-бум
В конце 70х бум в мире мультипликации вознёс мужчин-сейю на вершины популярности. Первыми объединились в группу(Slapstick) Акира Камия, Тоору Фуруя и Тосиро Фурукава. Многие сейю в то время выпускали собственные альбомы, а в 1979 многие р ...