История японского сада

Другая культура » История японского сада

Страница 1

Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.

Формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение всего столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. В настоящее время садовое искусство в Японии находится на высочайшем уровне развития и всё это благодаря характеру природы страны. Горы, холмы, водопады и отмели – всё это дополняет вдохновение японцев – окруженные настолько разнообразными пейзажами жители погружаются в мир фантазий, что выражается впоследствии в создании всё новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется вместе с культурой, главенствующей на том или ином историческом промежутке, но всегда соответствует требованиям религии.

В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.

1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только позаимствовалось из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с соблюдением китайских традиций.

Сады по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п.

2. период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.

3. во времена правления сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки – композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.

4. XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана – существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада, в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий.

Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

Садовое искусство продолжает развиваться и совершенствоваться и теперь. Умение создавать сады передаётся из поколение в поколение, одновременно сохраняя черты древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной культурой. Этому искусству любой японец может обучиться в специализированных школах и курсах.

Тысячелетняя история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все сады подразделяются на: - храмовые; - дворцовые; - сады у жилых домов; - сады для чайной церемонии.

Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности: - «син» - полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.; - «со» - неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии; - «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.

Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.

Очень часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность
Одной из важнейших проблем современного хазароведения остается проблема взаимовлияния хазар и древних тюрков (иначе тюркютов), взаимодействия этих этносов на уровне духовной и материальной культуры, а также в сфере государственного аппара ...

Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрожде­ния наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы уче­ния в родном городе ...

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке ...