Сейчас в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла.
Издавна крестьяне нескольких деревень в окрестностях Каргополя – Торопово, Гринево, Печниково, занимались гончарным промыслом. Места здесь скучные, сухие безводные – так и называются они «каргопольской сушью»! Основное занятие крестьян – землепашество, но наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного гончарного промысла. Глиняная посуда: печные горшки, миски, кринки и прочее, расходились по всему Поонежью и Поморскому берегу.
По сохранившимся сведениям, гончарный торг в Каргополе был значительным. Можно только пожалеть, что ничего не сохранилось с тех времен, когда на Торговой площади у колокольни выставлялись в ряд изделия гончаров. Среди них были и глиняные игрушки. Вот что там встречалось (по описанию краеведа Ф.К.Докучаева-Баскова): «из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти, последние, скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы)… В последнее время спрос на игрушки пал, и производство их уменьшается».
Гончар лепил игрушки между прочим, отдыхая среди трудов от однообразия горшков и кринок, стоили эти игрушки гроши, и значения серьезного им никто не придавал, покупали их вместе с горшками - ребятишек побаловать, и недолог был их век.
О старой каргопольской игрушке можно составить представление по работам И.В.Дружинина (1887-1949), хранящимся в местном музее. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой: покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина — вот и все краски.Формы фигурок архаичны, заставляющие вспомнить, как отмечено Ф.К.Докучаевым-Басковым «изделия людей каменного века». Действительно, фигурки баб с плоскими «скифскими» лицами, с обнаженными грудями напоминают первобытных «венер». Бесспорно, что формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность.
Суровая первобытная архаика не присуща современной каргопольской игрушке, как и прежняя, неяркая, сдержанная раскраска. В игрушку проник цвет. Сохраняя традиционные формы, нынешняя каргопольская игрушка стала более яркой, хотя лучшие мастера обычно избегают излишней пестроты. Глиняная игрушка может быть понята разно. С одной стороны, это произведение мелкой пластики, небольшая раскрашенная скульптурка, и это дает ей почетное место среди образцов народного искусства. Но это и игрушка, то есть частица сказочного мира. В игрушке всегда живет сказка, ее образы претворяются в скромных глиняных поделках, предопределяя сюжет и форму. Мастер-игрушечник ничем не связан в своей фантазии, наряду с традиционными формами он вправе вымышлять. И если попытаться определить, чем каргопольские игрушки отличаются от прославленных дымковских, следует сказать – своей сказочностью.
В витрине Каргопольского краеведческого музея, где выставлены работы лучших мастеров, среди разносюжетных игрушек выделяется одна, изображающая бородатого кентавра. О создательнице этой игрушки - бабушке Ульяне, Ульяне Ивановне Бабкиной (1888—1977), наслышан, пожалуй, каждый турист, приезжающий в Каргополь,— слава народной мастерицы разошлась по всей стране и за ее пределы.
Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту. Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса. Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка. Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.
Вот пришла она из лесу, корзину грибов наломала, а уже ее туристы ждут — полна изба гостей. Ульяну Ивановну не смутишь, привыкла, что к ней ездят из Москвы, из Ленинграда и художники и ученые-искусствоведы. И, конечно, все спрашивали игрушек — о мастерице не раз писали в газетах и журналах, помещали репродукции ее работ. Но бабушка с добродушной сердитостью говорит: «Так вам сразу и покажи игрушки! Приезжают — всем игрушки подавай!» И, ворча, начинает ставить самовар, потом переоденется для гостей — кофту светлую наденет, платок чистый повяжет. Скажет лукаво: «Что же вы, гости, а с пустыми руками пришли?» Посмеивается, а гости смущаются. Сидят гости на лавках, смотрят на нехитрое бабкино житье - иконы в углу, литографии старые на стенах, русская печь , занявшая едва не половину избенки лежанка, рядом лежат два больших желтоглазых кота. Посмеется так бабка над гостями, сжалится, покажет игрушки. Уйдет на чистую половину в двухстворчатую дверь - посторонние туда не допускаются - и вынесет фанерный ящик. И начинают туристы охать и ахать, умолять продать игрушки, да Ульяна Ивановна скажет, что делались они на заказ, заказ и не продажные, но потом смилостивится и отдаст некоторые .
Похожие статьи:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
У натуральной школы, отпечаток которой можно увидеть у каждого крупного писателя, пришедшего в литературу к середине XIX века, было и такое значение: обращение к физиологии жизни, ее земной стороне, что перевело присущий русскому слову ду ...
Древняя Греция
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизац ...
Искусство древней Руси X-XIII вв
Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо ...
Разделы