Казанский Кремль: от прошлого к будущему

Другая культура » Казанский Кремль: от прошлого к будущему

Страница 2

Казанский Кремль – олицетворение мира, терпимости разных религий. На небольшом пятачке – два храма, мусульманский и христианский. Благовещенский собор, основанный в 1556-1562 годах, едва миновала участь Кул Шариф. В годы революции и Гражданской войны он подвергся сильному артиллерийскому обстрелу: рабочие порохового завода прямой наводкой расстреливали Кремль. В 80-е годы местные реставраторы восстановили шесть куполов, полностью снесенных артиллерией. Сегодня приглашенные московские художники-реставраторы восстанавливают внутреннее оформление храма. Реконструкцию собора тоже планируется завершить к 2000 году. Богослужение будет проводиться только по престольным праздникам – в Рождество, Пасху, Троицу. Здесь расположится музей иконной живописи.

В скором времени Кремль станет историческим заповедником, и сюда многократно увеличится поток туристов. Предвидя это, фирма “Юлдуз” построила пятый корпус, где размещаются ресторан, столовая, кафе, бытовые помещения. Рядом заканчивается сооружение представительского здания, где предусмотрен конференц-зал на 250 мест, междугородный и международный переговорные пункты для иностранных гостей, журналистов.

Кремль имел 13 башен, до нас же дошли только восемь. И все пять недостающих башен решено восстановить. Одна из них – безымянная, на северо-западной окраине – растет под руками строителей на глазах. Другая – башня Круглая, на северо-восточной окраине – будет восстановлена в следующем году.

Являясь архитектурной доминантой города, Кремль влияет на облик Казани. При разработке микрорайонов, размещении новых объектов зодчие неукоснительно следуют градостроительному правилу: а не закрывает ли новый район, объект вид кремля? Под стать ему обновляются, хорошеют на глазах близлежащие улицы – Кремлевская, Баумана.

Казанскому Кремлю – тысяча лет! Эту сенсацию выдал мне археолог Института истории Академии наук Татарстана, кандидат исторических наук Фаяз Хузин.

Начало “выписке” новой “метрики” Кремлю положил август 1997 года. Когда татарстанцы отмечали День Республики, студенты во главе с Фаязом Шариповичем вели раскопки на северной стороне Благовещенского собора. На глубине трех метров вдруг они обнаружили самый древний на территории Кремля исторический слой. В нем оказалось немало находок: керамическая посуда, украшения – браслет, стеклянные, сердоликовые бусы, бронзовые подвески. Пока гадали, к какому веку все это относить – к одиннадцатому или десятому, нашли монету. Необычайную, похоже, иностранную. Зародилась догадка, что это чешская монета.

В государственном музее РТ затруднились с ответом: может XI, а может, и XIV век. Предчувствуя удачу, Хузин спешно снимает с себя замасленную робу с налипшей пылью веков и вылетает в Чехию. В Национальном музее Праги начальник отдела нумизматики доктор Яромира Хаскова закокала языком от радости и удивления: такую монету видела впервые!

- Монета, действительно, чешская. Мне кажется, это первая, самая древняя монета Чехии, - заявила Яромира.

В Чехии тем времен были популярны монеты с изображением князя Вацлава. Но на всех на них надписи “Вацлав” имеют приписку “SCS” , что означает “святой”. Благодарные потомки присвоили этот титул князю Вацлаву после его смерти, наступившей в 935 году. А на казанской монете титул “святой” еще отсутствует, следовательно, она отчеканена при его жизни, то есть в первой трети Х века.

Но ученые руководствуются только фактами, находки проверяют многократно, научными методами. Госпожа Хаскова рекомендует коллегам не спешить с выводами, обратиться к независимым нумизматам.

Фаяз Хузин прилетает в Санкт-Петербург. Ведущий нумизмат Эрмитажа В.М.Потин делает спектральный анализ находки. Выясняет, что изготовлена она не из традиционного для монет тех времен серебра, а из свинца, что вызывает его подозрение, что, пожалуй, это не монета.

- Это монетообразный предмет, может быть, пломба. С уверенностью можно заключить, что из Чехии, относится к первой половине XI века,- заключает питерский ученый.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Шекспир и шекспиризмы: к вопросу о взаимоотношении логоса и мифа
Взаимоотношение логоса и мифа - один из наиболее интересных и важных аспектов исследования творчества Уильяма Шекспира. Тесная связь логоса и мифа обнаруживается, в частности, в дихотомии шекспиризмы / псевдошекспиризмы. Под шекспиризмами ...

Купольная декорация и архитектурная символика сербских церквей
Богословская мотивация, инициировавшая этот процесс, была связана как с особым, сложившимся еще в раннехристианском искусстве осмыслением церковного пространства, в котором архитектура и живопись выступали в неразрывном единстве, так и во ...

Фламандский Часослов
В Эрмитаже хранится часослов, происхождение которого неизвестно. Часослов значится как фламандский XV века. Рукопись исполнена на пергамене, имеет 191 лист. Размеры часослова 210Х155 мм2. Текст латинский, расположен по 16 строк на страниц ...