Гюстав Курб

Другая культура » Гюстав Курб

Страница 1

В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал и пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В 1855 году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им “Реализм”.

Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года: “Послеобеденный отдых в Орнане”, “Дробильщики камня” (не сохран.), “Похороны в Орнане”. Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе иногда и называют “мастером из Орнана”). В них Курбе стремился обобщить конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу целого поколения, типические характеры современников. Картину “Похороны в Орнане”, где показана траурная процессия, художник трактует как произведение исторического жанра. На полотне большого формата он изображает множество людей, большей частью написанных с натуры, еще больше подчеркивая реальность происходящего. Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию столь сложного произведения, как “Мастерская художника” (1855, Лувр, Париж), не случайно названного им “реальная аллегория”. В центре картины- фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим картинам Курбе, часть как бы является “аллегорией” различных слоев населения и профессий.

Наиболее известные произведения Гюстава Курбе “Деревенские барышни” (1851). Также художник создавал социально-критические произведения “Возвращение кюри с приходской конференции” (1862, эскиз, не сохран.). Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства-произведения “Встреча”, “Здравствуйте, господин Курбе!” (1854, Музей Фабра, Монпелье), “Ателье”(1855, Лувр)- аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей. В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства-“Источник” (1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких грациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (“Море у берегов Нормандии”, 1867, ГМИИ).

Сделав своим девизом “правду в искусстве”, Курбе следовал реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В 1871 году в дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими , участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом как символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился изгнанием в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных разбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.

Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье, художников барбизонской школы составило мощное движение в искусстве Франции середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие французские мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предла ...

О фольклоре русского народа
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли на ...

Названные факты совершенно видоизменили мировосприятие художников
Живопись 16 в. мы будем рассматривать по трем ее этапам. Начальный, захватывающий первые три десятилетия, связан со сложными процессами осознания нового положения человека в жизни, с более высокой ступенью сложения раннего капитализма и х ...