Локальность культур и идея прогресса

Другая культура » Освальд Шпенглер » Локальность культур и идея прогресса

Страница 2

ра для О.Шпенглера - живое существо высшего порядка, вырос-

шее "со своей возвышенной беспечностью", "подобно цветам в

поле". И во всемирной истории немецкий философ увидел "кар-

тину вечного образования и изменения, чудесного становления

и умирания органических форм".

Г.М.Тавризян пишет: "Теории единства и преемственности

мировой истории Шпенглер противопоставляет учение о множест-

ве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени ци-

вилизаций (<<культур>>), равнозначных по предельной полноте

осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенс-

тву выражения, языка форм".

Европоцентризм преодолевается путем признания равноцен-

ности всех культур. Те из них, которые нам кажутся незавер-

шенными, не сумевшими реализовать свои цели, на самом деле

стремились совсем к иному, чем представляется нам. Это поло-

жение означает, что нет никакой прямолинейной преемственнос-

ти в истории; новая культура впитывает из опыта прошлого

лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит,

в определенном смысле она не наследует ничего. Шпенглер при-

водит примеры, показывающие наше неверное понимание былых

эпох и развитие современными мыслителями проблем, которые,

по их мнению, впервые возникли, например, во времена антич-

ности; на самом деле эти проблемы характерны для нашего и

только нашего времени.

В главе "О смысле чисел" он раскрывает всю глубину про-

пасти, лежащей между античной и современной математиками;

показывает, как понятия, перенесенные из Эллады на почву За-

пада, приобретают совсем иное значение, хотя внешняя преемс-

твенность и сохраняется. Следовательно, Шпенглер подчеркива-

ет локальность культур, слабость связей между ними. Отсюда

вытекает опасность попыток анализа прошлых эпох на основе

современных критериев. Как же следует рассматривать иные

культуры, с каких позиций можно дать им оценку ? Шпенглер

находит ответ на этот вопрос: "Для того, кто действительно

приобрел полную свободу взгляда, вне зависимости от всяких

личных интересов, какого бы порядка они ни были, нет вообще

никакой зависимости или приоритета, нет причины и действия,

нет различий в степени ценности и важности. Место отдельных

явлений определяется исключительно большей чистотой и силой

их языка форм, напряженностью их символического значения -

безотносительно к добру и злу, высокому и низкому, пользе

или идеалу".

На первое место немецкий философ выдвигает исследование

характерных особенностей, стиля каждой конкретной культуры и

в этом исследовании особое значение получает вводимое Шпенг-

лером понятие прафеномена: "Прафеномен, как решительно ут-

верждает Гете, есть чистое созерцание идеи, а не познание

понятия". Это значит, что под прафеноменом Шпенглер понима-

ет, следуя традициям Гете, выделенную из стиля какой-либо

культуры идейную основу, которую можно воспринять, но нельзя

проанализировать, разложить на части. Выделить прафеномен

культурной формации, утверждает Шпенглер, значит определить

ее внутренние возможности, которые далеко не всегда находят

полное воплощение, "чувственное проявление в картине мировой

истории".

Таким образом Шпенглер убежден в том, что человечество

нельзя трактовать как единое целое, что у истории нет целей

и нет никакой направленности. Тем не менее, критика европо-

центризма не мешает ему разделять некоторые из весьма спор-

ных положений, напрямую связанных с оспариваемыми утвержде-

ниями. В частности, он полагает что европейская культура в

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Народный фронт и французское кино 30-х годов. Анализ фильма «Фотоувеличение»
Модный фотограф Томас (Хэммингс) снял тайком в парке любовную сцену, а затем, проявив пленку и сделав отпечаток, при многократном увеличении обнаружил, что совершено убийство. Но поиски следов убийства ни к чему не привели. Использовав сю ...

Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...

Творчество С.Лорен
Софи Лорен (род. 9 сентября 1934) София - по-гречески мудрость. София Шиколоне появилась на свет 9 сентября 1934 года в римском госпитале для неимущих. Ее мать, Ромильду Виллани, неудавшаяся провинциальная актриса, а теперь еще и мать-од ...