Остров художников и богов

Другая культура » Остров художников и богов

Страница 1

Европейские путешественники в XIX веке называли Индонезию страной «тысячи островов». На самом же деле в составе Индонезии островов вовсе не тысяча, а около пятнадцати тысяч. Историческая судьба каждого острова уникальна и противоречива, а потому и рассказ даже о самых малонаселённых, почти необитаемых, островах подобен повествованию о человеческой жизни, в которой слёзы радости и горя смешиваются в непрерывном потоке дней.

Интересно отметить, что те, у кого нет возможности посетить Индонезию, но кого интересует история этой страны, практически не могут узнать о ней информацию из первоисточников. Дело в том, что летописи или хроники, как в Китае, на Руси или в средневековой Европе, жители этих экзотических островов не оставили, сохранились лишь мифы и предания в устной традиции, с трудом переводимые на европейские языки. Мы знаем о быте и культуре народов Индонезии главным образом из сообщений путешественников (часто субъективных и предвзятых), то есть смотрим на эту страну чужими глазами. Однако, у нас всё-таки есть шанс попытаться понять Индонезийскую культуру без всяких посредников, сколь бы авторитетны и умны они ни были. И этот шанс даёт нам изобразительное искусство, ведь именно в нём сокрыто не только отражение духовного мира людей, но ещё и те образы, что из века в век запечатлевали легенды, оставляя в них священный опыт предков, продлевая бесконечную «связь времён».

Гора Гунунг, Бали, Индонезия

Гора Гунунг Агунг, Бали

В этой небольшой статье мы коснёмся вопросов, связанных с основными тенденциями развития современного изобразительного искусства на острове Бали. Важным фактором культуры Бали является его географическое положение. Остров представляет собою вполне чёткую границу между двумя крупными социо-культурными регионами – азиатским и тихоокеанским. Здесь влияния буддизма, ислама и индуизма постепенно уступают место древним представлениям о духах и богах. Жизнь балийского общества соизмеряется в большей мере не с конституциями или правительственными постановлениями, а с адатом, то есть с обычным правом, с традиционным укладом жизни, не закреплённым гербовыми печатями, но известным каждому и устраивающим всех. Высший принцип балийского адата гласит: «человек трудится на землe, но она принадлежит богам». Каждый балиец понимает свою жизнь как длительную церемонию жертвоприношения богам, а труд для него не просто способ поддержать свою жизнь, а своеобразный ритуал, освящённый традицией. Между трудом крестьянина, торговца и художника практически нет разницы, поэтому естественное для индусов деление на касты не прижилось на Бали, зато персонажи индуистских мифов и герои индийского эпоса «Рамаяна» пришлись балийцам по душе, ведь в их ярких характерах, сближающихся с характеристиками природных стихий, много общего с местными балийскими языческими божествами. А боги, «собственники» балийских земель, воплощаются в каждом природном явлении, а так же и в самих людях, обладающих удивительным умением строить свою жизнь в гармонии с природой.

Балийские мастера, с древних времён славившиеся резьбой по дереву и камню, воссоздавали мир духов и богов, устремляя к нему свои мысли и чувства. И древнейшие барельефы храмового комплекса Боробудур, и произведения многих современных мастеров являются ярким тому подтверждением. Кстати, один из источников современного изобразительного искусства - традиционный театр «ваянг бебер», поэтому, переходя непосредственно к рассказу о живописцах с острова Бали, важно уделить некоторую долю внимания этому непростому искусству, связанному одновременно с духовной жизнью балийцев, с их особым пространственным восприятием и мировоззрением.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи: