Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенг-
лер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого исто-
рия трактовалась достаточно продолжительное время и нередко
трактуется до сих пор. Как и Ницше, Шпенглер отказывается от
" . концепции единого <<всемирного>> исторического процес-
са, единой линии эволюции человечества, как проходящего .
последовательные этапы развития, оказывающегося при всех
отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступатель-
ным движением, которое . мы определяем как прогресс".
Европоцентристская точка зрения приводит к тому, что
"любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как
находящаяся на низшей ступени, незавершенная, тем самым как
бы завещавшая нам продолжение начатого .". Прогрессист-
ская схема "Древний мир - Средние века - Новое время" уста-
навливает, по мнению Шпенглера, " чисто внешнее начало и ко-
нец там, где в более глубоком смысле нельзя говорить ни о
начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы яв-
ляются покоящимся полюсом ., вокруг которого скромно враща-
ются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные культу-
ры".
Сторонники линейно-прогрессистских воззрений полагают
человечество единым, а европейское общество наиболее важной
его частью. При этом они находят возможность говорить об ог-
ромных, неисчерпаемых перспективах развития, прогнозируя бу-
дущее в рамках своих зачастую местных временных интересов.
Автор "Заката Европы" возражает им: "Но у <<человечества>>
нет никакой цели . <<Человечество>> - пустое слово".
О.Шпенглер говорит: "Во всех других областях живой при-
роды мы допускаем право выводить из каждого отдельного явле-
ния тот образ, который лежит в основе его существования .
Только в вопросах, касающихся человека, мы без всякого даль-
нейшего исследования принимаем когда-то давно установленную
историческую форму его существования и к этой предвзятой те-
ме подгоняем подходящие и не подходящие факты". Преувеличе-
ние важности роли одних культур соседствует с пренебрежи-
тельным отношением к другим. Философ находит попросту смеш-
ным выражение "они ничем не участвовали в построении всемир-
ной истории": история для него складывается из судеб культур
и, отрицая линейность развития, нельзя говорить о том, что
одна культура важнее другой; исчезает сам критерий важности,
цивилизации (в обычном понимании слова) становятся несравни-
мыми.
Однако, отрицая одну концепцию истории, необходимо
построить другую, лишенную противоречий и недостатков той,
от которой пришлось отказаться. И Шпенглер находит такую
концепцию. Он выдвигает идею неких сообществ людей, наделен-
ных общей ментальностью. Каждое их таких сообществ обладает
определенным набором характерных черт, который немецкий фи-
лософ называет стилем. "Вместо монотонной картины линейнооб-
разной всемирной истории, держаться за которую можно только
закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей
фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобыт-
ной силой вырастающих из недр породившей их страны .".
Таким образом, Шпенглер называет культурами определен-
ные общественные образования вместе с их характерными осо-
бенностями. Каждая нация, по его мнению наделяет людей своей
идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "стро-
го привязаны на протяжении своего существования" к тем стра-
нам, которые послужили основой для их возникновения. Культу-
Похожие статьи:
Гуссерль и Шпет
Начало 1910-х годов характеризуется интересом к феноменологии Гуссерля в России. Некоторые его работы переводятся вскоре после их опубликования в Германии. Стремление Гуссерля к созданию строгой науки, не базирующейся на психологических о ...
Авеста
Авеста — дошедшие до нас остатки некогда более обширной литературы на одном из древнеиранских яз., которые составляют поныне литургическую и обиходно-церковную книгу парсов-зороастрийцев.
Термин «А.» (awastāg <apastāk <up ...
Проторенессанс
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подгот ...
Разделы