Локальность культур и идея прогресса

Другая культура » Освальд Шпенглер » Локальность культур и идея прогресса

Страница 3

настоящее время - единственная на Земле; используя метод

аналогий, он нередко применяет к формациям совершенно иного

плана, чем европейская, чуждые им понятия; при этом он ули-

чает других историков в той же ошибке! Рассмотрение им за-

вершающего этапа античной, арабской, египетской культур ве-

дется по единому плану; все сводится к единой, конечной це-

ли: показать Европе ее судьбу.

Здесь обнаруживается еще один важный аспект мировоззре-

ния Шпенглера, который вызывает активный протест большинства

исследователей его творчества. Коль скоро культуры - живые

организмы, то закономерно предположить, что срок их сущест-

вования ограничен определенными сроками. "О каждом отдельном

организме мы знаем, что темп, образ и продолжительность его

жизни . . является чем-то определенным ., но по отноше-

нию к человечеству в смысле будущего царит безграничный три-

виальный оптимизм . Здесь находят место для безграничных

возможностей - но никогда для естественного конца .". Никто

до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: "Живые

культуры умирают!" Для него неопровержимым фактом является

то, что "Всякая культура переживает возрасты отдельного че-

ловека".

D следующем разделе данного реферата будет сделана по-

пытка раскрыть те формы, в которых, по мнению германского

мыслителя, происходит переход культуры от одной стадии к

другой, от рождения через детство, юность, зрелость и ста-

рость к гибели.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Развитие искусства на Руси в X-XIII вв
Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем ...

Церковное зодчество Пскова
По общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: " ...

Религиозная реформа
В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспоти­ческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертво­ваний ...