"Тот день был благодарен, коего дни ввергнут в воду пятьсот или шестьсот человек",- так сообщал летописец. О количестве жертв новгородского погрома судят различные историки, изучавшие архивы и церковных синодиков - поминовения об умерших, и донесения -отчеты палачей. Наиболее вероятной цифрой остается - 10-15 тысяч человек. Погром состоял не только из убийств, это был широкомасштабный, организованный грабеж. Считавшийся главой новгородских "изменников" архиепископ Пимен в скоморошьей одежде с гуслями в руках на кобыле был отправлен в Москву. Из Москвы Пимена отправили в ссылку в Веневский монастырь, где он умер через год. Сове участие описал опричник Генрих Штаден, цинично и подробно описывая грабежи и убийства. Участие в походе на Новгород принесло Штадену не только обогащение: "Тогда-то великий князь и сказал мне :"Отныне будешь называться ты Андрей Володимерович" . В этой стране всякий иноземец занимает лучшее место если он в течение известного времени умеет держать себя согласно с местными обычаями".Новгородский погром произвел страшное впечатление на всю страну. Нет ни одного летописца, который не упомянул бы до 1570 года, что "царь и великий князь громил Великий Новгород.
Из Пскова, который "посетил" царь после Новгорода, он вернулся в Александрову слободу и там началось дело о "новгородской измене".
В число обвиняемых попали многие из руководителей опричнины. В связях с новгородцами были обвинены отец и сын Басмановы, бывшие инициаторы опричнины: Федор по царскому приказу казнил отца, а потом погиб сам. Другая жертва - князь Вяземский, погиб и тот кто донес на него, Погиб князь Михайло Темрюкович Черкасский. К тому времени уже умерла его сестра - царица Мария Темрюковна. 25 июля в Москве на Красной площади состоялись массовые казни. Продолжавшиеся все лето - они были апогеем опричного террора. В Германии распространилась гравюра, изображающая царя Ивана в виде когтистого зверя, восседающего посреди площади, где лежат уже множество трупов, а палач в яростном экстазе продолжает свое ремесло.
Похожие статьи:
Беспредметное искусство
Беспредметное искусство — завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства». В развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого п ...
Функциональность одежды и народные традиции
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из ни ...
Венская классическая оперетта
Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825–1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штрау ...
Разделы