Леонардо да Винчи

Другая культура » Леонардо да Винчи

Страница 5

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет. Он много размышлял над тем, как показать в живописи человеческие эмоции. Одна из ключевых фраз в его «Трактате о живописи» такова: «У художника есть две цели: человек и проявление его души. Первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать её с помощью движения». Просто гримасы не представляли для него интереса, именно движением, жестом он старался выразить чувства.

Лица на картине «Тайная вечеря», за исключением Христа, по слухам, были списаны с обычных людей; которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях. Для Господа он, по-видимому, нашёл двух натурщиков. В конце концов Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная, соотнесённая с вечностью фигура, вечностью, которую Леонардо обозначил с помощью спускающейся с левого плеча Христа мантию холодного голубого цвета отстранённости. А вот чтобы нарисовать Иуду, Леонардо потратил много времени, посещая притоны, куда заглядывали миланские преступники.

Сервировка стола, покрытого вышитой скатертью, представляет собой как бы натюрморт: здесь и стаканы, и оловянная посуда, и маленькие хлебы. Всё это расставлено и разложено в гармоническом порядке, создать который были способны немногие художники.

Леонардо написал своё великое творение за три года (даже меньше), и весь этот срок картина не выходила у него из головы. Итальянский писатель Маттео Банделло, который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо за работой, описывает его так: «Он часто приходил в монастырь на рассвете… Он прилежно трудился до тех пор, пока … сумерки не заставляли его остановиться; при этом он совершенно не думал о еде – так был поглощен работой. Иногда Леонардо оставался здесь дня на три-четыре, не притрагивался к картине, только заходил и по несколько часов стоял перед ней, скрестив руки и глядя на свои фигуры так, будто критиковал самого себя …».

Моделями апостолов служили живущие рядом люди, и Леонардо окружил их предметами повседневного быта, совершенно не заботясь о каком-либо архаике. Он рисовал на более узкой трапезной стене монастыря. Впечатление от работы, которая была завершена в 1498 году, были потрясающие: происходило смещение реальности и иллюзии, комната становилась как бы продолжением живописи.

Леонардо поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества. Другие апостолы, вопрошающие протестующие, отрицающие, все ещё не знают, кто из них предатель, - зритель узнаёт его сразу.

В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, Леонардо использовал свои математические познания.

Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнёс слова «Один из вас предаст меня». Леонардо запечатлел это напряженное мгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами, являя тем своё душевное состояние.

Как и предполагалось по замыслу, «Тайная вечеря» получилась такой, что её не с чем сравнивать …

…Ныне трапезная пуста, настоятель и монахи давно покинули монастырь. Поблизости расположен киоск с буклетами и экскурсионное бюро, в зале два фотографа показывают снимки, говорящие о том, какой ущерб во время второй мировой войны нанесла помещению бомба, упавшая всего в нескольких метрах от заложенной мешками и песком «Тайной вечери»…

…Когда после падения Лодовика Сфорца Леонардо покидал Милан, он чувствовал свою творческую мощь. Ему было около пятидесяти лет, его ум стремился проникнуть в отдалённые пределы мироздания. Учёный в нём начал потеснять художника.

Дать Леонардо оценку как учёному невозможно: слишком много его бумаг утрачено, а те, что остались, в таком беспорядке, что вряд ли кто-нибудь сможет проследить эволюцию его идей.

Он придерживается идеи Пифагора о том, что земля имеет сферическую форму, что материя состоит из четырёх элементов: земли, воздуха, огня и воды. От Платона он воспринял тезис о том, что между человеком и Вселенной существует взаимное родство.

В области ботаники Леонардо да Винчи нет равных. Острота наблюдения позволила ему зарисовать жизнь растений с такой точностью, что некоторые его иллюстрации могут быть успешно использоваться в современных учебниках.

В анатомии – область, где Леонардо добился существенных результатов, - он был первым, кто описал клапан правого желудочка сердца, носящий его имя. Наверное, он был первым, кто предложил стеклянные модели органов.

Обозревая мысленным взором изобретения Леонардо, понимая, как высок уровень его знаний, поневоле чувствуешь себя потрясённым.

…Не одна лишь слава художника предписывала появлению Леонардо в Венеции. Он успел приобрести известность как военный инженер, а в это время венецианцы испытывали в таком специалисте большую нужду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Чацкий С. Юрского и О. Меньшикова как инвариант культурного героя современности
Главной причиной смешения низкого и высокого, культурного и того, что вызрело на ущербе современной цивилизации (предельно асоциального) является, по меркам интеллигента-шестидесятника, исчезновение общественного измерения жизни, поддержи ...

Поздние работы
С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеал ...

Якопо делла Кверча
Третий из крупнейших итальянских мастеров первой половины 15 в.—Якопо делла Кверча (1374—1438), будучи по возрасту старше не только Донателло, но и Гиберти, первоначально был теснее их связан с готической традицией. Впоследствии он, однак ...