Леонардо да Винчи

Другая культура » Леонардо да Винчи

Страница 6

К возвратившемуся во Флоренцию мастеру отнеслись с почтением. В 1502-1503 годах Леонардо на восемь месяцев превратился в военного инженера. В роли его работодателя выступил Чезаре Борджена, самый жестокий, безжа-лостный тиран эпохи Возрождения.

Находясь при Чезаре, Леонардо всё-таки продолжает писать. Среди наиболее известных работ того периода можно выделить «Битву при Ангиари» и конечно же, «Мону Лизу».

«Мона Лиза» уникальна. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображённой дамы. «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин: «Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины … Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала ., как Леда, была материю Елены Прекрасной, как святая Анна – матерью Марии, и всё это было для неё не более чем звуком мира или флейты» (Уолтер Патер).

Картина «Мона Лиза» всем настолько знакома, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе. Тем не менее это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине не было нарисованы невысокие колоны, теперь обрезанные. Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматривается, тёмная лакировка изменила соотношение цветов.

Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал красоты скорей просматривается в ангеле из «Мадонна в скалах». Всё же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него чрезвычайно сильное впечатление. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Мона Лиза (сокращение от Мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Борталамео деле Джокондо (отсюда пошло второе название картины «Джоконда»). Когда Мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырёх лет. Портрет удался – по словам Вазари, это было, точная копия натуры». Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщина, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общераспространённым. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной – и даже отвратительной, картина не велика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на неё с восхищением и ещё чем-то, близким ужасу …

…Ни один великий художник не создал для своих молодых коллег такого замечательного учебника по техники своего ремесла, как Леонардо. Речь идёт о его "Трактате о живописи». Хотя Леонардо знал, что работы, подобные «Моне Лизе» требуют такой глубины и воображения, что их невозможно описать в учебнике, но всё же верил, что живопись подчиняется законам, как математика. Пример его художественных рецептов: «Когда ты собираешься рисовать с натуры, отойди от объекта, который ты рисуешь, на расстояние, три раза превышающее расстояние до объекта… Каждый объект имеет свойство усиливать цвет, противоположный его собственному … Солнце кажется большим в движущейся воде или когда поверхность воды покрыта волнами, чем в воде спокойной…».

…Когда в 1506 году 54 –летний Леонардо был призван в Милан Шарлем д’ Амбуазом, французским вице-каролём, никаких упоминаний о заданиях со стороны самого д’ Амбуаза или Людовака XII уже не было. Оба относились к Леонардо с большим уважением, возможно, они просто считали, что его присутствие украсит Миланский двор.

Французы предоставили Леонардо полную свободу действий. Платили ему хорошо и, очевидно, не предъявляли слишком настойчивых требований. Не считая случайных поездок, он провёл шесть лет в Милане, всё больше погружается в свои научные исследования.

В годы с 1506 –го по 1508 – й он нарисовал второй (лондонский) вариант «Мадонны в скалах».

Сравнения луврской «Мадонны в скалах» и позднего варианта, ныне хранящегося в Британской Национальной галерее, выявляет глубокие различия между стилем Леонардо времени Кватрогенто и Высокого Возрождения. Хотя обе картины приблизительно одинаковы по размеру, фигуры во втором варианте кажутся больше: они как бы придвинуты к зрителю, и оттого представляются более значительными и в то же время идеальными. Цвета приглушены, отчего лица и тела на первый взгляд кажутся словно покрытыми мёртвой бледностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Сапунов
Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей В залах наших столичных музеев Н. Сапунов представлен всего лишь несколькими вещами, по которым трудно составить себе представление о нем. В общих трудах по истории русского искусств ...

XVII век в его отношении к прошлому и будущему европейской культуры
ХVII век - самый неопределенный период истории Европы Нового времени. И предшествующее состояние ее культуры, и последующее изначально получили содержательные имена: Возрождение и Просвещение, попытки же дать имя ХVII столетию оказывались ...

Живопись времени Августа
В декоративной живописи конца принципата Августа возникает стиль, названный третьим помпеянским. Если во втором стиле преобладала архитектурная композиция, будто разрушавшая стену, то в третьем живописцы, напротив, подчёркивают плоскость ...