Не понять и не восчувствовать смысл уникального искусства России, не приметив ее особого места в истории человечества.
Что есть место народа в истории? Как возникает, чем определяется? "История — таинственное единение Божьей воли и свободы человеческой". "Бог есть любовь". Он любит всех — и любящих Его, и не любящих. Но, дабы все могли войти в Его любовь, различает их: "гордым противится, а смиренным дает благодать".
К народам, после их выделения из общего человеческого рода и разделения, сказанное относится так же, как и к отдельным людям. В силу соборной природы человека народы тоже имеют свою "судьбу" — уникальную цепь исторических обстоятельств, предлагаемую промышлением Божиим. Для того это, чтобы все чувствовали соборную ответственность: дети за родителей, родители за детей, ибо без такой ответственности любви человек — недочеловек. Бог не обижает никакой народ, но для каждого намечает свое особое послушание, раздает дары и назначает наказания в соответствии с направлением народной воли.
В апостасийном сознании современности непопулярна эта мысль. Ныне модно думать: дурно или духовно-нравственно живут отдельные люди (каждый — за себя), а народ тут не при чем. Народ — как бы среднее арифметическое множества индивидов. Бог судит об этом иначе. Народы тоже ведут себя пред лицом Божиим смиренно или нагло. Получая от Него вразумление наказанием, народ, как и отдельный человек, должен встретить его покаянием, меняя жизнь и вновь проникаясь любовью к Богу. И чем быстрее, тем лучше. Малые промедления в покаянии углубляют болезнь и надолго затягивают выздоровление. Эта истина открывается при внимательном вглядывании в историю, а особенно при чтении Священного Писания: две линии в поведении народов явственно обозначились в послепотопном человечестве в период построения Вавилонской башни и разделения языков, пронесли себя через всю историю человечества, обнажатся при ее окончании.
Судьбы народов в истории ветхого человечества. Нимрод, внук Хама, сын Куша, начав "быть силен на земле" , приступил к строительству Вавилонской башни. Зачем? Зная пророчество Божие о том, что потомки Хама исторически будут рабами сначала роду Сима, а затем Иафета, ведая и о предстоящем рассеянии, он не смирился, не призвал народ к покаянию за грехи отцов, но воспротивился Богу, уповая на земное могущество и земные — властные, внешние — методы объединения людей вокруг задуманной столицы мира. Потомками Хама изобретен принцип империи, силового объединения людей, которое должно было охватить и весь мир. "И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли". В переводе свт. Филарета Московского с др.-евр. — "сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу земли". Святитель пишет, что желание сделать Вавилон столицей мира и могуществом централизованной имперской власти удержать человечество от рассеяния особенным образом возбуждало племя Хамово, которому более всего угрожало пророчество. По преданию, Нимрод (его имя означает "бунтовщик", "горделивец") в знак вызова Богу пустил стрелу в небо.
Но по попущению Божию строители, забыв общий язык, гонимые враждою (она неизбежна при отречении от всеединящей Божьей любви), разбежались по всем концам земли; почерневшее Хамово племя устремилось в Африку (страна Куш, названная по имени сына Хама, есть Эфиопия).
Разделение языков и рассеяние племен предотвратило всемирную диктатуру греха и предоставило народам возможность независимого самоопределения относительно Божией любви. По мысли свт. Филарета, имя Вавилон, таинственное и прообразовательное, знаменует церковь антихристову. "Желание сотворить себе имя... поставить его на месте имени Божия; стремление ко всеобщему владычеству, чрез всеобщее блужение с человеческими страстями, пороками, суеверием, неверием, — суть признаки строителей и здания, которое кончится крайним смешением и казнями от Бога".
У отступивших от Бога племен изменилось внутреннее устроение, помутился ум. Своеволие гордыни (дьявольская жажда самоизоляции), извергнув из души божественную любовь, угасило память на истину. В потухшем, ожесточившемся, терзаемом бесами сердце Бог не может мыслиться адекватно, истинно — как любящий Отец. Он кажется теперь притеснителем, препятствующим человеческому счастью. От такого выдуманного ненавистью бога племена стали разбегаться все дальше в богозабвение язычества, воздвигнув на опустевшем троне сердца идолов. Вавилон, который, по свидетельству Писания, "яростным вином блуда своего напоил все народы", дал толчок и пример для убегавшего человечества, почему и назван: "тайна… мать блудницам и мерзостям земным".
Прогрессирующий духовный склероз — потеря онтологической памяти, неуклонное забвение Бога, вытесняемого мифологическими и философскими фантазиями, — подтверждается документами истории разных народов (процесс ясно запечатлен, например, в "Ригведе", в ранней индийской философии).
По изъяснению свт. Филарета Московского и других толкователей, не все человечество участвовало в строительстве башни. В словоупотреблении Моисея сохранившим себя в Отчей любви "сынам Божиим" противопоставлены "сыны человеческие", отделившие себя от Бога. Они-то и строили башню, в то время как потомки Сима отделились от большинства, дабы не участвовать в богопротивном замысле. Чистым от преступления был и Евер, от которого пошло название евреев. Отделившихся (имя Евер означает "переселившийся за реку") не коснулось повреждение языков, — их язык оставался тем самым, каким он был во времена неразделенного человечества, что доказывается сохранением осмысленных значений в собственных именах, утраченных наречиями язычников. Соответственно неискаженной сохранилась память о всей истории мира от его сотворения.
А Бог? Мог ли справедливый и беспристрастный Бог не быть верен любящим, понесшим подвиг любви? Именно через род тех, кто не запятнал себя строительством богопротивной башни, пришел на землю Спаситель, о чем возвещало миру пророчество: благословятся в Аврааме — потомке Евера — все народы земли. Боговоплощение разделило всю историю человечества на две части: до Рождества Христова и после него.
Но вот потрясающее свидетельство верности Бога, превышающей все земные представления. Когда это произошло? В момент ли наивысшего духовного подъема Израиля? Нет, но когда его развращение (не говоря о развращении остального человечества) дошло до последнего предела.
Потомков Евера Бог водил путями богопреданной любви Авраама и Моисея. За великую веру, укрепляемую многочисленными чудесами, тысячекратно умножил население, вселил в землю обетованную, прекрасную, потеснив могущественные вооруженные племена.
Однако окрепнувшее племя возгордилось и извратилось. Внешне оно хранило верность Богу, блюло обрезание, установленное для видимого отделения от язычников с их заразой. Гниение изошло изнутри, от людей "с необрезанным сердцем", по выражению пророков. Нечистое сердце стало нечувствительным к Богу и потеряло всякую способность слышать Его голос. "Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им".
С крайним долготерпением, с великой любовью и скорбью верный Бог обучал Израиль наказаниями, обличая через пророков. "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" .
Но упорство ожесточения не оставило Израиль. "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи". Тщеславящиеся хранением буквы — перестали понимать дух, меж тем как "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". Что буква Писания без веяния Святого Духа? "Буква убивает, а дух животворит"! Что внешнее без внутреннего? "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". О грядущем непонимании Писания в Израиле, о его формально-законническом извращении свидетельствовали пророчества. "И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: `прочитай ее'; и тот отвечает: `не могу, потому что она запечатана "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорит Господь, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете". "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Стало ясно: потерявший связь с Богом Израиль уже не мог быть хранителем Божией правды, ибо оказывался носителем чуждого Богу мертвого духа и стал продолжателем линии Нимрода в истории.
Дальнейшее умножение могущества Израиля и даже само его существование в мире как самостоятельного государства было бы не только бесполезно, но и крайне опасно для мира. "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Но все ли сделал Бог, чтобы предотвратить слепоту ожесточения народа?
"Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?" — говорит Господь .
И в этот момент, у последней черты падения еврейского народа и всего человечества, когда, казалось, были исчерпаны все средства Божьего воспитания и промышления о мире, Бог творит неслыханное: Сам Он, Вечный, вошел во время, в историю человечества. Какому народу явился Верный прежде всех?
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" .
Фарисеи, книжники, саддукеи — тогдашние материалисты по сердцу, которых обличал Господь, — и после проповеди Христовой продолжали мечтать о внешнем могуществе Израиля, забыв о внутреннем сердечном приближении к Богу, и так променяли любовь к Отцу на ожесточение, превратившись из семени Авраамова в исчадия дьявола, запечатлев предательство Бога Отца убийством Сына, ими неузнанного Мессии.
Богоубийство расставило последние акценты в отношении Бога и Его народа.
"Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст".
Так осуществилось древнее предупреждение Божие: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих".
Бог не нарушил и никогда не нарушит верность первому народу, понесшему подвиг любви. Предавшие Его и себя — сами назначают себе отвержение: "И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших". Чуть позже скажем мы о Новом Израиле и о судьбе благословенного "остатка" еврейского народа и о тех, кому Господь "дал власть быть чадами Божиими".
Но прежде закончим разговор о линии Нимрода в истории.
Куда приведет она?
Завершителем ее станет антихрист. Обольстив поначалу человечество, станет он во главе его финансового, экономического и политического могущества и возжелает утвердить новый порядок жизни на земле. Притом, по слову св. Ефрема Сирина, бесы по всему миру раструбят о его мнимых достоинствах. Более близкие по времени к нам святые пророчествовали об особой роли в этом телевидения.
Но не благословятся в антихристе народы. Напротив, — погибнут, и пойдут в геенну все подчинившиеся ему, поставившие на себе печать по малодушию, поскольку "никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его". Это апокалиптическое число 666, заблаговременно инкрустированное в компьютерный код, в котором записывается личный номер человека, по объяснению прозорливого афонского старца Паисия, символизирует мировое господство Израиля: это размер дани, которую приносили Израилю народы земли в период наивысшего его могущества. Но господство антихриста, вопреки экономическому террору и всемирному биокомпьютерному учету каждого из людей, не будет абсолютным, и России предстоит сказать здесь свое слово.
А язычники? Бог, любящий и тех, кто Его не любит, не оставил их Своим промышлением. "Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго". "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь". Тогда не станет "ни еллина, ни иудея". "И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними" . О чем это?
Перед концом мира многие из иудеев уверуют и, в соответствии с пророчествами, остаток Израиля — после наполнения Царства Божия преобразившимися в святости потомками бывших язычников — спасется. По свидетельству Откровения, 144 тысячи (видимо, это число нужно понимать символически, как число совершенства) из всех колен Израилевых присоединятся к "великому множеству людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков", славящих Бога и Агнца.
Так обнаружит Господь Свою любовь и высшую правду по отношению ко всем народам.
На фоне реальности святой истории сколь лживым выглядит современный богоборческий иудаизм! Что сделал он с Ветхим заветом, хранителем которого он неправомерно себя считает, после того как благословились в Израиле все народы, после того как осуществились пророчества о язычниках, которых Господь назовет Своим народом, Своей Возлюбленной, после того, как в крови Спасителя был заключен Новый завет уже со всем человечеством, из которого отнюдь не изгонялись и потомки Евера? "Дети дьявола". Они воспроизводят в себе свойство родителя, а он, дьявол — клеветник, лжец и отец лжи лжец. Современный иудаизм оклеветал Ветхий Завет, оклеветал Бога, ибо представляет Его нелюбящим народы (а только дарованное людям благодатное богосыновство открывает бесконечную любовь Отца: "Бог есть любовь"!), несправедливым, исповедующим принцип "двойной морали" — по отношению к евреям и остальным народам (вопреки ясной Божьей мысли о едином стаде, где нет ни еллина, ни иудея), материалистом, жаждущим внешнего торжества, а не торжества Духа Своего, Любви Своей в человечестве, ищущего формального властного (силою ли денег, пиаровских технологий СМИ или единого мирового правительства) объединения людей… Новый Иерусалим есть Божественный союз всех детей Божиих. "Не все те Израильтяне, которые от Израиля", ибо они потеряли право на это высокое имя. "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога". "Ваш отец диавол", — прямо говорит Господь мнимым иудеям .
- Две линии поведения народов в Новозаветной истории мира
- История России как новая священная история
- Святая Русь и апостасия беспочвенничества в России
- Проблема оценки явлений культуры
Похожие статьи:
Андреас Шлютер
В 1713 году в Петербург прибыл знаменитый немецкий архитектор и скульптор, строитель берлинского дворца и цейхгауза, автор "масок умирающих воинов" и памятника великому курфюрсту – Андреас Шлютер (1664 -1714). Он пробыл здесь ли ...
Воронцовский дворец
В историческом центре Алупки, под сенью зелени старинного парка, возвышается величественный Воронцовский дворец - уникальный памятник зодчества и архитектуры первой половины XIX в.
Воронцовский дворец
Гармоничное смешение различных ст ...
Просвещение
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и
Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием
разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен-
ных отношений. Оно получило рас ...
Разделы