Икона и иконопочитание

Другая культура » Интерьер храма » Икона и иконопочитание

Страница 1

Как правило, в храме имеется несколько чтимых икон. Они выделяются особым кивотом. Всегда можно заметить, что к этим иконам больше обращаются, перед ними стоит больше свечей. Московский обычай таков: перекреститься два раза, поцеловать икону, приложиться к ней лбом, перекреститься еще раз и только после этого отойти.

Начало иконопочитания относится к первым векам христианства. Оно сохраняется у православных и католиков. Протестанты с их рационалистическим пониманием веры отрицают поклонение иконам, считая его идолопоклонством. Такой взгляд нередко можно встретить и в нашей нецерковной среде. Надо сказать, что отрицание икон отнюдь не является приметой последних веков. Гонение на иконы возникало и в древности под влиянием различных политических или даже экономических причин. Особенной силой преследования отличался период так называемого "иконоборчества" в Византии VIII – IX вв. По окончании его совершился VII Вселенский собор, подтвердивший основную идею иконы как предмета созерцания духовных явлений. Тогда же был установлен праздник "Торжества Православия", отмечаемый Церковью в первое воскресенье Великого поста.

Разница между языческим поклонением идолам и православным почитанием икон принципиальна. Идолопоклонство изначально состояло в том, что обожествлялись сами предметы. Простому камню или изваянию приписывалась магическая сила, это и было само божество. Позднее с развитием абстрактного мышления, идол стал считаться его обиталищем. В Православии ничего подобного нет. Психологическая основа иконопочитания — простое желание любого человека всегда иметь перед глазами изображение любимого лица. Сейчас многие носят при себе фотографии близких людей, иногда мысленно беседуют с ними, — и никому не приходит в голову называть это "идолопоклонством". Точно так же икона — это изображение Иисуса Христа, Богоматери или святых, облегчающее молитвенное обращение к ним. Бывают феноменальные явления, когда икона приобретает некое тональное, рисуночное изменение и смотрит теплыми, ласковыми глазами — так отражается внутреннее состояние самого человека, и Бог через видимые знаки позволяет ощутить Свою близость.

Некоторые иконы прославлены особыми чудесами — источением благовонного вещества — мира, исцелениями от болезней, чудесной помощью в безвыходном положении. Эти иконы являются предметом особого почитания, и часто получают название по месту прославления. Особенно многочисленны чудотворные иконы Божией Матери. "Каждая … икона Божией Матери, явленная, ознаменованная чудесами и, так сказать, … засвидетельствованная в своей духовной правдивости Самой Девою-Матерью, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен Ее. Отсюда искание поклониться разным иконам" — писал о. Павел Флоренский.

Русская икона представляет собой продолжение того оригинального вида искусства, которое берет начало от древних портретов Фаюмского оазиса и стенной живописи катакомб и достигает значительных высот в иконах, фресках и мозаиках Византии. Первые опыты иконографии касались личности Иисуса Христа, который первоначально изображался как "Пастырь Добрый" — пастух с овечкой на плечах, что являлось иллюстрацией к соответствующей евангельской притче. Привычные нам изображения Христа в виде человека средних лет, с бородой появляются не раньше IV века. Особую роль в иконографии Иисуса Христа сыграли нерукотворные Его образы — лик, проявившийся на убрусе (куске полотна), Туринская плащаница.

Первым иконописцем, писавшим Божию Матерь, был святой апостол и евангелист Лука. Одним из древнейших прообразов иконы можно считать изображение Богоматери, по предании написанное им на стенах пещеры о. Мальта, на пути апостола Павла в Рим. Кисти апостола Луки приписываются некоторые иконы Божией Матери, сохранившиеся доныне — например, Владимирская или Тихвинская.

Со временем сложилось несколько типов изображения Пречистой Девы с младенцем на руках. Прежде всего, это тип Одигитрии (греч. "Путеводительница"), изображающий прямую поясную фигуру Богоматери с Младенцем на левой руке, который благословляет и держит свиток. Этот тип Одигитрии широко распространен на Руси в различных вариантах. Главной святыней кафедрального Успенского собора в г. Смоленске является икона Божией Матери Одигитрии, получившая название "Смоленской". В московском Новодевичьем монастыре главный собор, Смоленский, посвящен именно этой иконе Божией Матери. Название "Смоленская" в русской традиции практически замещает название "Одигитрия". Часто к нему прибавляются другие, в зависимости от места прославления или связанных с ними событий. Есть Смоленская-Черниговская, Смоленская-Шуйская и другие. К типу Одигитрии относятся иконы Иверская, Скоропослушница, Чирская (Псковская), Черниговская-Гефсиманская, Молченская, Любечская; к нему же восходят такие известные образы как Казанская и Споручница грешных. Одигитрия-Путеводительница указывает христианину путь к правильному исполнению в жизни заповедей Господа Иисуса Христа.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря
В пятнадцатом столетии древнерусские музыкальные рукописи (богослужебные певческие книги) подверглись реформированию, в значительной степени связанному со сменой богослужебного устава. В течение 15 века русская Церковь постепенно перешла ...

Искусство Древней Греции
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культу­ры, занявшей особое место в истории культуры человече­ства, относится к первой половине ...

Прикладное искусство Возрождения
Эпоха Возрождения была временем блестящего расцвета итальянского прикладного искусства. Его достижения были во многом подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Уже в 14—15 столетиях «ш ...