Икона и иконопочитание

Другая культура » Интерьер храма » Икона и иконопочитание

Страница 2

Другой тип, Елеуса, или Умиление, который представляет собой изображение Богоматери с Младенцем, как правило, на правой руке. Есть множество образов, связанных с этим иконографическим типом: Владимирская, Феодоровская, Почаевская, "Взыскание погибших". На них Младенец или прижимается своей головкой к щеке Богоматери, или взирает с колен на Ее лик, а Богоматерь склоняется к младенцу, изображая тем самым как бы диалог, молитвенное общение, Свое ходатайство за людей, предстоящих перед образом.

И третий тип — Оранта (лат. "Молящаяся"), который также передает идею молитвенного предстательства Богоматери, молящейся с воздетыми руками подобно Моисею или другим древним совершителям молитвы, простирающим руки к Богу. Это фронтальное изображение фигуры Богоматери с расположением в овале или в круге Младенца Иисуса. Младенец также изображается с молитвенным или благословляющим сложением рук. В Русской Православной Церкви эта икона широко распространена с названием "Знамение". По месту прославления иконы "Знамение" имеют названия Курская-Коренная, Мирожская, Царскосельская, Серафимо-Понетаевская, Абалацкая и другие.

Постепенно стали строиться сложные композиции, где охватывается целое историческое событие. Но и эти иконы не были документированным отображением происшедшего. В условном рисунке передавался основной смысл события. Примером может служить икона Рождества Христова, в которой совмещено несколько событийных и временных планов: не только Рождение Богомладенца, но и благовестие Пастырям, и переживания праведного Иосифа. В иконе отразилось как каноническое повествование, так и апокрифические предания о Рождестве Спасителя.

Позднее появились иконы святых. Икона может отчасти передавать портретное сходство, но не обязательно. Это обобщенный образ жития святого, духовное изображение духовной сущности человека и его подвига.

Иконы — это символы, т.е. отображения иного, горнего, мира. Как правило, они очень скупы в красочном изображении, в рисунке. Цветам в иконописи придается символическое значение. Человеческая плоть передается условно. Поза и жест являются не отражением эмоций, а знаком неких духовных состояний: Спаситель и святые изображаются с десницей, благословляющей мир, прижатый к губам палец у Иоанна Богослова – символ безмолвия, сопряженного с глубокими мистическими озарениями, воздетые руки Марии Магдалины (Положение во гроб) отражают скорбь, но более всего иконописец сосредоточивает внимание на выражении ликов, которые не должны нести печати страстей.

Дематериализации способствует так называемая "обратная перспектива", которая отражает не условно реалистический взгляд человека на окружающее пространство, а философскую идею диалога между изображением и созерцающим его человеком. Таковы общие принципы иконописи, заложенные еще в Византии.

О русской иконе следует говорить отдельно, имея перед глазами образцы многочисленных местных школ иконописи. Каждая из них характерна своими особенностями в колористическом решении, пропорциях фигур, тонкостях техники. В сравнении с иконописью Византии мастера северо-восточной Руси, Ростовской и Московской школ создают образы менее напряженные психологически, мягкие и созерцательные, более плоскостные, отличающиеся гармонией красок, спокойным ритмом контуров, прозрачностью живописи. Силой, убежденностью, мужеством проникнуты лики святых Новгородской иконописи, для которой характерны праздничность и чистота красок, употребляемых в контрастных сочетаниях, светоносные пробелы, положенные по ярко-зеленым и алым одеждам, солнечно-желтый и золотой фон. Из этого искусства в XV – XVI вв. выросла своеобразная иконопись русского Севера, вместившая и суровость монашеской жизни северных скитов, и праздничность народного искусства. Глубоко своеобразна иконопись Пскова XIV – XV вв. контрастно красочной гаммой, открытыми, исполненными духовной силы ликами, особой напряженной светоносностью, восходящей к идее пронизанности мира Божественным Светом. Значительным своеобразием отличалась иконопись Твери. Тверской ветви иконописного искусства присущи острая характерность образов, праздничный и яркий цвет, раскрытие идеи посредством геометрических построений, в которые включалась математическая символика, смелое сочетание живописи с линейным рисунком.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси
Чудо Георгия о змие. Новгородская икона. XV в. Москва, Третьяковская галерея. Историки приложили немало усилий,чтобы доискаться того реального зерна, которое лежит в основе средневековых легенд о Георгии и его изображений в средневеков ...

Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принцип ...

Иконопись X-XIII вв
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли сво ...