Остров художников и богов

Другая культура » Остров художников и богов

Страница 2

Театр на Бали возник как один из способов создать связующее звено между миром людей и богов. Оба эти мира, согласно индуистской и буддийской философии, иллюзорны, то есть они не обладают собственным бытиём, а обусловлены вращением колеса Сансары. Боги и люди существуют по-сути по одним и тем же законам, их внешняя форма переменчива и обманчива, а следовательно нет ничего лучше, чем показать не эту бренную оболочку, а только её тень. «Ваянг бебер» - это кукольный театр теней. На длинном холсте показывают рисунки, подобранные в сюжетной последовательности

Мастера, изготавливающие кукол для театра, обладают тонким художественным вкусом, их понимание пластики подобно чувству мелодии и ритма, присущему лишь наиболее одарённым и опытным танцорам. При создании театральной куклы художнику важно учитывать, что зритель видит не саму куклу, а её тень, скользящую по специальному, подсвеченному лампой экрану. Неслучайно, из поколения в поколение балийские художники передают умение выражать характер через жесты и силуэты. Эта черта традиционного искусства нашла отражение и в творчестве современных живописцев, освоивших технические и стилистические приёмы европейского изобразительного искусства и сохранивших собственно балийские представления о красоте. Так, холст художника И.Мадэ «Косьба травы» кажется красочной, но плоскостной прорисовкой сценки, отражённой в зеркале. Фигуры людей запечатлены в динамичных позах, их плавные движения напоминают изящный танец, а вовсе не процесс нелёгкого крестьянского труда. В творческой манере Мадэ и его многочисленных последователей ощущается явное влияние живописи Климта, поражающей взгляд изысканной игрой плоских причудливых цветовых пятен, а так же стилистика традиционных росписей «лангси», настенных покрывал для внутреннего убранства храмов.

Изучение творчества того или иного индонезийского художника всегда связано с попыткой соотнести его с каким-либо направлением западной живописи. Действительно, техника масляной живописи была заимствована балийцами у европейцев, а потому именно у европейских мастеров учились они так же и композиции, и рисунку. Но и европейские мастера, оказавшись на острове Бали, были очарованы его особым колоритом и отказывались от многих прежних художественных принципов, насыщая свои полотна палящим солнечным светом, будто растворяющим реальные образы мира, превращая их в прекрасные миражи. Один из таких «балийских» художников – американец Антонио Бланко. Его картины ценны не только с художественной, но и с этнографической точки зрения, ведь он создал яркие и проникновенные образы жителей Бали, чутко передавая своей искусной кистью их характерные черты. Одно из наиболее лиричных его произведений «Портрет балийской девушки. Взгляд юной красавицы словно излучает какое-то завораживающее сияние, а едва заметная улыбка не менее загадочна, чем у прославленной Джоконды!

Многим присуще мнение о том, будто у народов Востока коллективное начало преобладает над личностным. Это распространённый стереотип, вводящий нас в ряд заблуждений, особенно, когда речь идёт об искусстве. На самом деле традиции народов Востока не держат личность в неких тесных и подавляющих рамках, а лишь помогают ей найти компромисс между индивидуальным и социальным. В западной культуре такой компромисс практически не достижим – столкновение личности и общества всегда драматично (достаточно вспомнить таких архетипических героев как Гамлет или Онегин). Именно в этом факте и кроется основное отличие восточного миропонимания от европейского. Так, теперь нам будет понятно, почему живопись балийских художников столь разнообразна, но почти всегда воспринимается нами как явление традиционной культуры, почему восточные мастера так охотно перенимают западный опыт, при этом оставаясь верными своим идеалам.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Монумент воинам 3-ей ударной армии. Серебряный бор. Таманская улица
27 апреля 1975г. в ознаменование 30-летия Победы народа над фашистской Германией в Серебряном Бору - одном из живописных районов Москвы -состоялось торжественное открытие монумента, посвященного воинам 3-ей ударной армии. Он представляет ...

Андреас Шлютер
В 1713 году в Петербург прибыл знаменитый немецкий архитектор и скульптор, строитель берлинского дворца и цейхгауза, автор "масок умирающих воинов" и памятника великому курфюрсту – Андреас Шлютер (1664 -1714). Он пробыл здесь ли ...

Принципы китайской живописи
Искусство, как и религия, имеет своим предметом внутреннюю реальность. Художник раскрывает внутреннюю, а не внешнюю сторону жизни. В этом отношении он подобен мистику, но мистик ищет "жизнь изобильную", а художник становится тво ...