Купольная декорация и архитектурная символика сербских церквей

Другая культура » Купольная декорация и архитектурная символика сербских церквей

Страница 1

Богословская мотивация, инициировавшая этот процесс, была связана как с особым, сложившимся еще в раннехристианском искусстве осмыслением церковного пространства, в котором архитектура и живопись выступали в неразрывном единстве, так и вообще со спецификой византийского литургического "языка", предполагавшего особую "философию времени".

Как известно, большинство сербских храмов, построенных в XII–XIII веках и связанных с династией Неманичей, с архитектурной точки зрения принадлежали к так называемой "рашской школе", которой присуще стилистическое единство и определенная целостность, несмотря на многообразие элементов. Церкви данного типа соединяли в себе традиционную византийскую основу с элементами романских форм. Все они, как правило, имели прямоугольное основание с полукруглой апсидой, а с западной стороны - дополнительные внешние притворы и восходили, таким образом, в своей планировке к однонефной византийской купольной базилике.

Тип купольной базилики в сознании средневековых сербов ассоциировался с самым ранним периодом развития христианства и напоминал о тех символах-"архетипах", которые стояли у истоков вселенской христианской духовности. Важно было и то, что по данному типу базилики в IX в. были построены самые знаменитые святыни Константинополя (например, базилика Влахернской Богородицы, о которой уже упоминалось при рассмотрении алтарной росписи Богородичной церкви в Студенице) - храмы больших митрополий или грандиозные паломнические церкви. Таким образом, избранный архитектурный тип, с одной стороны, представлял Сербию преемницей Византии, а с другой – прекрасно соответствовал статусу "царской" постройки, что было актуально для Сербии XII-XIII вв., когда большинство храмов строились венценосными ктиторами.

Форма базилики, служившей в Римской империи местом больших собраний, судебных или императорских заседаний, стала почти универсальной моделью раннехристианского храма, места собрания ("экклесии") верующих. Апсида, предназначавшаяся в языческие времена для возвышения председательствующего лица, получила здесь эсхатологическое значение, ибо в церкви Царь и Судия есть Сам "Грядущий" или ожидаемый Христос (Откр. XXII, 7). Можно сказать, что уже в древнейших евхаристических чинах приготовление и совершение Трапезы носило эсхатологический характер предвосхищения Второго Пришествия Христова, что выражалось, в частности, в двух торжественных входах, которые предваряли чтение Писания и саму Евхаристию ("Малый" и "Великий" входы) и представляли собой процессии духовенства, направляющиеся от главного входа в храм к апсиде, "в сретение Жениху" (Мф. XXV, 6).

Этот раннехристианский опыт использования пространства, основанный на понятиях "ожидания" и "встречи", по словам прот. И.Мейендорфа, "в Византии, начиная с VI-VII вв. <стал> постепенно заслоняться созерцанием Небесного Царства, неизменность которого воспринимается, так сказать, в вертикальном срезе, что привело к центрической и более статической организации архитектурных форм (типы купольной базилики, а впоследствии и крестово-купольного храма – А.В.)", а Второе Пришествие Господне, основанное "на историческом созерцании Его в небе Апостолами", стало изображаться в форме "Вознесения Христова", перенесенного в купол храма.

Нельзя сказать, находилась ли в куполах большинства церквей XIII века композиция "Вознесения", так как в большинстве случаев там не осталось и следа живописи этого времени (Студеница, Морача, Сопочаны, Градац и т.д.). Доподлинно известны только три примера использования этой сцены для оформления купольного пространства: прекрасно сохранившееся изображение в церкви Святых Апостолов в Пече, композиция в Жиче (правда, на поновленном слою начала XIV в.) и роспись церкви Вознесения в Милешева (до 1228 г.), где былое местоположение этой сцены узнается по сохранившимся ногам оживленных апостолов.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Мастерство Фаворского
После всего того, что происходило в искусстве в начале XX века, творчество В. Фаворского производит впечатление спасительной пристани. Правда, отголоски бурных потрясений дают о себе знать и у него. Однако разъедающему духу анализа он про ...

Азербайджанские чеканные медные изделия
На протяжении своей многовековой истории азербайджанский народ создал замечательные образцы материальной и духовной культуры. С древнейших времен были известны в Азербайджане различные виды художественных ремесел и промыслов, одним из кот ...

Процессы взаимодействия этнических общностей
Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация, или адаптация, аккультурация. Под миграцией (от латинского migratio -переселение) понимается передви ...