Музыкальная культура в Башкортостане

Другая культура » Музыкальная культура в Башкортостане

Страница 2

Собиранием и изучением башкирских и татарских народных песен занимались Игнатьев, А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книги С.Г.Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), сборник М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 изд-во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник обработок народных песен "Мусульманские песни" (в т.ч. около 50 башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из национально-просветительских очагов было медресе "Галия" в г. Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством преподавателя В.Клеменца - бывшего профессора Варшавской консерватории - из числа учащихсяся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в литературно-музыкальных вечерах.

Начиная с 20-х гг. XX в. музыкальная культура Башкортостана вступает в новую стадию развития: активно развивается профессиональная музыка и художественная самодеятельность, формируется сеть музыкальных учебных заведений. Силами профессиональных музыкантов и художественной самодеятельности проводятся многочисленные концерты и музыкально-театральные вечера. Башкирский передвижной театр, наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-художественного плана. В музыкальном оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали башкирские композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнительного искусства в Башкортостане связано с деятельностью выдающихся башкирских музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На научную государственную основу ставится собирание и изучение народного, в т.ч. и музыкально-поэтического творчества. При Обществе по изучению быта, истории и культуры Башкиртостана создается искусствоведческая секция, в которую входили И.В.Салтыков, Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение башкирского музыкального фольклора, в развитие жанров профессиональной музыки 20-х гг.

В первые десятилетия Советской власти был заложен фундамент музыкально-общественной жизни в республике. В Уфе открываются государственная музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградское хореографиеское училище (1932), готовившие артистичиские и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 - Башкирская государственная филармония (с музыкальном лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и музыковедов в творческий союз в 1940. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются различные жанры вокальной, инструментальной, хоровой и симфоннической музыки. В создании произведений для национального музыкального театра принял участие московский композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с башкирским драматургом М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 башкирский композитор Валеев завершает работу над первой национальной оперой "Хакмар" по либретто С.Мифтахова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Высокое возрождение
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Бра-манте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до кон­ца второго десятилетия XVI ...

Архитектура, живопись и гравирование
История искусства в России, точно так же как и история русской культуры вообще, распадается на два неравные, резко разграниченные периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого , и новый, обн ...

Искусство второй половины Нового царства
Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического» и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилил ...