Музыкальная культура в Башкортостане

Другая культура » Музыкальная культура в Башкортостане

Страница 3

Огромный вклад в музыкальную культуру внесли мастера советского искусства, жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова. Широко велась концертно-просветительская деятельность силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в музыкальной жизни республики и страны стало исполнение в Уфе 1-й части "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под руководством И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сборник "Башкирские композиторы - Красной Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в башкирской студии при Московской консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов вступили в ряды Красной Армии. На полях сражений погиб Габитов, был тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.

В начале 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки. В концертах хора Башкирской государственной филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симфоническая музыка представлена сочинениями "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева. Большим художественным событием этих лет были постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоенные десятилетие явилась Декада башкирской литиратуры и искусства в Москве в 1955, где достижения башкирского музыкального искусства получили высокую оценку.

Следующее десятилетие отмечено широким развитием башкирской музыкальной культуры. На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые разножанровые сочинения, свидетельствующие о творческом росте башкирских композиторов. Идут премьеры оперы "Шаура" и музыкальной комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов "Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, музыкальной комедии "Когда приходит любовь" Кульборисова. Выдающимся музыкальным явлением стала премьера балета "Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации музыкальной жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе которого был приурочен показ творчества композиторов республики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Актуализация современного искусства в России
Начиная с 1988 года, во многих больших городах страны начали функционировать многочисленные художественные галереи, во главе которых становилось одно лицо или группа лиц, они формировали рынок, собирали коллекции, активно влияли на вкусы ...

История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, его устав и организация
"Товарищество передвижных художественных выставок – это значительное явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своег ...

Швертфегер
Имя Швертфегера (Schwertfeger) встречается впервые в делах Канцелярии строений в 1723 году, когда его называют архитектором Александро-Невского монастыря. Трезини, составивший проект этого монастыря, заведовал только его первыми каменными ...