Карл Павлович Брюллов

Другая культура » Карл Павлович Брюллов

Страница 1

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова. В 1809 году он становится воспитанником Петербургской Академии художеств, в которой в это время уже учились его старшие братья. Виднейшие мастера русского искусства начала XIX ветка - А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев - отмечали редкие способности и упорство Брюллова с первых ученических лет. По свидетельству своего товарища, он вынес из Академии пригоршни наград, получил все Малые и Большие серебряные медали. Однако учителя были крайне недовольны теми работами юного художника, в которых он нарушал строгие академические правила.

Так, в конкурсной картине "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде" (1819, ГРМ) усмотрели "предосудительную фантазию", упрекая молодого Брюллова в том, что античный персонаж изображен не на фоне привычного классического пейзажа. Более того, по их мнению, художник "осмелился" показать упавшую на ногу Нарцисса тень от одного из деревьев, чем "нарушил" чистоту идеальной формы. Но, поддержанный своим учителем А. И. Ивановым, Брюллов все же получил Малую золотую медаль, а следовательно, и возможность участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль.

В августе 1822 года братья Александр и Карл Брюлловы на средства только что основанного Общества поощрения художников отправились в Италию. Путь в Рим лежал через Ригу, Дрезден, Берлин, Венецию, Надую, Болонью . было указано, кому из теоретиков и художников необходимо следовать, в том числе назывались имена Леонардо да Винчи, Вазари, Рафаэля, Винкельмана, Менгса, Висконти.

Работа Брюллова в Риме началась с изучения ватиканских фресок Рафаэля и античной скульптуры. В искусстве великих живописцев прошлого - Рафаэля, Тициана, Рембрандта - художника привлекала жизненная правда. "Первое, что я приобрел в вояже - есть то, что я уверился в ненужности манер", - писал он старшему брату Федору.

Вопреки предостережениям Общества, Брюллов с увлечением занялся жанровой живописью; появляются его "Итальянское утро" (1824, местонахождение неизвестно), "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827, ГРМ), "Итальянский полдень" (1827, ГРМ). Радость жизни пронизывает эти картины. Прекрасное Брюллов видит в полноте жизненных ощущений, в непосредственности человеческих чувств, в простом и повседневном. Особенно проявились взгляды Брюллова на задачи искусства в "Итальянском полдне". Молодая итальянка в густой зелени сада срывает виноградную гроздь. В мягком абрисе головы, плеч, рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз искрится радость бытия, жизнерадостное и полнокровное ощущение жизни, слияние с окружающим. Солнечные лучи пронизывают листву виноградника, скользят по рукам, лицу, одежде девушки; создается атмосфера живой связи человека с природой.

Устои старых эстетических канонов были поколеблены. Общество поощрения художников вынуждено было заметить живописцу: "Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей . целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде". Брюллов отвечал: " . художник имеет право отступать от условной красоты форм и искать предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нередко даже более нам нравятся, нежели строгая красота статуй".

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке ...

Русская образованность в X - XVII веках
История русской образованности имеет свои корни в глубокой древности. По здравой логике, ее начало явилось следствием, во-первых, возникновения русской государственности и, во-вторых, распространения на Руси христианства, ибо сама форма г ...

Вопросы сохранности скульптуры западного фасада
В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: "Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульпт ...