Возникновение русской литературы в контексте византийской богословской мысли 11-12 вв

Другая культура » Возникновение русской литературы в контексте византийской богословской мысли 11-12 вв

Страница 6

Божественная благодать уподобляется Иларионом покровительнице и защитнице градов, ей же посвящается храм Св. Софии. Немецкий словист Л. Мюллер намекает на мозаику в апсиде этого собора, изображающую молящуюся Богородицу. За кого и кому она молится, сообщает надпись над мозаикой, текст которой взят из псалма 46, стиха 6: «Бог посреди его; он не поколеблется; Бог поможет ему с раннего утра». Богородица молится за софийный град, и Бог не оставит его.

В данном случае происходит интересное и характерное для древнерусского сознания уподобление образа Софии, заменившего языческую Матерь-землю, другому женскому образу христианства Богородице. Именно Богородицу, а потом и тождественную с ней Софию Премудрость Божию средневековые русские христиане стали именовать. заступницей перед Богом и защитницей от внешнего хаоса.

Поэтому в молитве митрополита Илариона Богородице есть подтверждающие эту мысль слова: « мир утверди, враждебные страны укроти, города умножь, достояние своё убереги, церковь свою укрепи» .

Следовательно, тема обновления старого ветхозаветного мира домостроительной силой Божественного Логоса Нового завета получила свое распространение в древнерусской книжной культуре 11-12 вв. на примере сочинений Климента Смолятича, Кирилла Туровского, также «Повести об убиении Андрея Боголюбского».

Таким образом, византийское богословие 11-12 вв., развивающее идею о домостроительной сущности Софии, Премудрости Божьей, получило свое продолжение в христианском строительстве Древней Руси: воздвижении софийских храмов и развитии начал оригинальной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие статьи:

Искусство империи Ахеменидов
Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеме ...

Андрей Рублев. «Троица»
Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, ...

Рельефный и скульптурный декор высотных зданий
Победоносное завершение нашим народом Великой Отечественной войны приводит к дальнейшему развитию монументальной и станковой скульптуры, увековечивающей образы героев, боровшихся за свободу и независимость своей отчизны. Наступает новый э ...