Возникновение русской литературы в контексте византийской богословской мысли 11-12 вв

Другая культура » Возникновение русской литературы в контексте византийской богословской мысли 11-12 вв

Страница 6

Божественная благодать уподобляется Иларионом покровительнице и защитнице градов, ей же посвящается храм Св. Софии. Немецкий словист Л. Мюллер намекает на мозаику в апсиде этого собора, изображающую молящуюся Богородицу. За кого и кому она молится, сообщает надпись над мозаикой, текст которой взят из псалма 46, стиха 6: «Бог посреди его; он не поколеблется; Бог поможет ему с раннего утра». Богородица молится за софийный град, и Бог не оставит его.

В данном случае происходит интересное и характерное для древнерусского сознания уподобление образа Софии, заменившего языческую Матерь-землю, другому женскому образу христианства Богородице. Именно Богородицу, а потом и тождественную с ней Софию Премудрость Божию средневековые русские христиане стали именовать. заступницей перед Богом и защитницей от внешнего хаоса.

Поэтому в молитве митрополита Илариона Богородице есть подтверждающие эту мысль слова: « мир утверди, враждебные страны укроти, города умножь, достояние своё убереги, церковь свою укрепи» .

Следовательно, тема обновления старого ветхозаветного мира домостроительной силой Божественного Логоса Нового завета получила свое распространение в древнерусской книжной культуре 11-12 вв. на примере сочинений Климента Смолятича, Кирилла Туровского, также «Повести об убиении Андрея Боголюбского».

Таким образом, византийское богословие 11-12 вв., развивающее идею о домостроительной сущности Софии, Премудрости Божьей, получило свое продолжение в христианском строительстве Древней Руси: воздвижении софийских храмов и развитии начал оригинальной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие статьи:

Эстетика русского декаданса на рубеже XIX - XX вв. Ранний Мережковский и другие
Канун наступающего ХХ века воспринимался современниками как некий итог исчерпавшей себя цивилизации, как преддверие неминуемого конца света. Бунтарскими и эсхатологическими настроениями были пронизаны философские, научные и, конечно литер ...

Авеста
Авеста — дошедшие до нас остатки некогда более обширной литературы на одном из древнеиранских яз., которые составляют поныне литургическую и обиходно-церковную книгу парсов-зороастрийцев. Термин «А.» (awastāg <apastāk <up ...

Египет
Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю Древнего Египта делят на следующие периоды: 1. Додинастический (4 тыс. до н. э.) 2. Древнее царство (3 ...