Икона времени Андрея Рублева

Другая культура » Икона времени Андрея Рублева

Страница 1

Вплоть до Великой Отечественной войны в Новгороде имелось огромное число икон достоверно новгородской школы. Много их имеется и доныне за пределами города. Раннемосковских икон сохранилось гораздо меньше. И потому каждая новая икона, которую с большим или меньшим вероятием можно отнести к рублевскому времени, приобретает большую ценность.

Миниатюрная икона шести праздников (Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад и Вознесение) из собрания С. Рябушинского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, может быть отнесена к среднерусской, скорее всего московской, школе конца XIV — начала XV века. Но для прямого сближения ее с Рублевым и его школой нет достаточных оснований. Икона врезана в новую доску, но живопись ее сохранилась довольно хорошо. Только нижняя часть двух нижних клейм утрачена, равно как и золотой фон.

По типу икона примыкает к византийским миниатюрным иконам, из которых две мозаичные хранятся в Соборном музее во Флоренции, другая, живописная, в Эрмитаже. Иконография отдельных изображений обнаруживает близость к этим иконам. В частности, в „Благовещении" богоматерь сидит, отвернувшись корпусом от ангела и повернувшись к нему лицом, ангел перелетает через стену Вифлеема — этот тип встречается чаще всего в московских иконах XIV—XV веков, в праздниках иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Сцены в иконе шести праздников носят довольно пространственный характер: в „Благовещении" одно здание видно снизу, другое сверху, ангел перешагнул стену. В „Рождестве Христовом" фигуры расположены в трех планах. В „Преображении" Иаков выглядывает из-за горы — это редкий мотив. В „Воскрешении Лазаря" фигуры также расположены в нескольких планах.

Сходство иконы шести праздников с памятниками византийской живописи XIV века и в том, что фигуры в этой иконе свободны, подвижны, ткани одежды мягко окутывают тела, порой развеваются по воздуху. Каждое отдельное клеймо составляет законченное целое. Что касается выполнения иконы, то оно также обнаруживает родство с византийской живописью XIV века — формы переданы легко, ничто не обрисовано резкими контурами, светлые блики ложатся по более темной основе. Связь с константинопольской школой XIV века сказывается и в колорите. Характерная его черта — преобладание светлого, звонкого голубца в одеждах Христа и Марии, в ореолах в „Сошествии" и в „Вознесении". Голубец уравновешивается золотистыми и розоватыми тонами. В византийской и древнерусской иконописи XI—XII веков мафорий Марии обычно темно-вишневого цвета. Между тем в мозаиках Кахрие Джами, в частности в северном куполе, на ней мафорий ярко-синего цвета. Синий мафорий Марии мы находим и в этой иконе. В ряде случаев, например в одежде Иосифа в „Рождестве", голубые блики положены поверх основного теплого тона. Все это сближает икону с византийскими работами XIV века, в частности, мозаиками и фресками Кахрие Джами, отчасти с миниатюрами парижской рукописи Иоанна Кантакузина.

Клеймо с изображением „Рождества" отличается особенной тонкостью своих красочных сочетаний. Голубой мафорий Марии выделяется на киноварном ложе, как бы очерчен красной чертой и это повышает звучание голубого пятна. Вместе с тем фигура Марии вырисовывается на черном пролете пещеры. Благодаря сочетанию голубого, красного и черного Мария доминирует над остальными фигурами. Голубой и красный повторяются в одеждах ангелов, служанок, пастухов и волхвов. Они образуют вокруг лежащей Марии красочный венок, в который вплетен и более глухой оливково-зеленый цвет. Золотистый тон горок, очерченных тонкими красными контурами, а также голубые и белые блики объединяют всю эту группу. Фигуры ритмично расположены в три яруса среди каменистых горок и за ними. Вся эта сцена на лоне природы выглядит как безмятежная, счастливая пастораль.

Мастер этой иконы, очевидно, следовал византийским образцам столичной школы XIV века. Скорее всего, это могло происходить в Москве, так как сюда больше всего проникали столичные иконографические типы и характерные особенности византийской живописи Палеологов. Вот почему надо полагать, что эта икона принадлежит московской школе конца XIV—начала XV века.

В силу своего родства с византийской живописью наша икона может быть поставлена в ряд с таким произведением, как „Благовещение" из Троице-Сергие-вой лавры (ГТГ) с ее „помпейской архитектурой" в духе Кахрие Джами и фресок Мистры. Однако хотя „Благовещение" — это тоже, скорее всего, русская работа, оно по общему характеру ближе к византийской школе. „Благовещение" строго построено, в нем выделены отвесные линии и четкая сеть пробелов, голубой цвет не такой звонкий, в нем преобладают благородные глухие тона (В. И. Антонова и Н. Е.Мнева, указ, соч., стр. 260-261. Здесь приведена вся литература об этой иконе. Икона обнаруживает большую близость к византийской живописи XIV в. и вместе с тем отличается от большинства нам известных византийских икон этого времени. Есть основания считать, что она возникла в Москве, тем более что написана эта икона на сосновой доске. При определении места подобных произведений в истории искусства необходимо тщательно разобрать стилистические особенности самого произведения. Предположение В. Лазарева, что эта икона является работой „византийского мастера, осевшаго в Москве", не может быть научно обосновано, так как по произведению искусства невозможно восстановить биографию мастера. Соверщенно неубедительно утверждение К. Свободы, будто ее принадлежность русской школе доказывается „аддитивной формой, декоративно соединяющей различные мотивы". Эта характеристика стиля иконы весьма поверхностна и неубедительна.). Икону шести праздников можно сближать также и с „Четверодесятницей" из церкви Ивана Лествичника в Кремле, но в этой иконе резкие блики и экспрессивные формы близки к манере Феофана, чего нельзя сказать по поводу иконы праздников.

Страницы: 1 2

Похожие статьи: