Вопросы сохранности скульптуры западного фасада

Другая культура » Базилика Сен-Дени » Вопросы сохранности скульптуры западного фасада

Страница 1

В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: "Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульптура, кажется, вернулась к своему детству. Эти порталы опасны, в особо чувствительном человеке они могут породить длительное отвращение к средневековому искусству. Однако, если мы преодолеем законное отвращение, то обнаружим, что центральный портал сохранил свою первоначальную композицию. Головы и руки восстановлены, драпировки, без сомнения, ретушировались, но основные линии сцены остаются неповрежденными…" Сцену, представленную в тимпане центрального портала, Э. Маль рассматривал как изображение Страшного суда.

В 1952 году В. Стоддарт (W. Stoddart) писал, что для того чтобы обнаружить скульптуру двенадцатого века "мы обязаны устранить почти всю скульптуру западного фасада Сен-Дени, за исключением некоторых плит под ногами старых фигур опор арки, фрагментов, сохраненных в музеях Франции и США и некоторых частей тимпана и архивольтов центрального портала".

В 1960 году Жюль Формиже в монографии, посвященной Сен-Дени, подробно изложил свои представления о том, что сохранилось от скульптуры двенадцатого века, опираясь на записи барона Гилерми (Guilhermy), очевидца реставрации 1839-40 годов, рисунки Персье (Percier)57 и на свои собственные исследования. Его утверждения сводятся к тому, что в левом портале сохранились только знаки Зодиака и капители больших колонн, в центральном портале - тимпан, четыре дуги архивольтов, капители больших колонн и фигуры мудрых и неразумных дев, за исключением двух из них, сделанных заново. В правом портале –только "Труды двенадцати месяцев" и капители таких же колонн. О скульптуре центрального портала он отзывается уже весьма восторженно: "Центральный портал, к счастью, сохранил, большей частью, свою скульптуру и главные линии своей композиции, которая великолепна". Здесь же Формиже ссылается на иконографическое исследование С.Goldscheider (Сесиль Гольдшайдер), представленное ею в докладе в L’Ecole du Louvre 21 ноября 1945г. Гольдшайдер также видит в центральном тимпане сцену Страшного суда, однако считает, что только тимпан центрального портала и архивольты были выполнены во времена Сугерия, а рельефы опор арки и статуи-колонны появились уже после его смерти.

Все точки зрения на состояние западного фасада базировались на личном визуальном восприятии и материалах, которые, за исключением текстов самого Сугерия, в основном, представляли собой зарисовки и письменные свидетельства современников исторических событий и очевидцев реставрационных работ, достаточно далеко по времени отстоящих от двенадцатого века. В 1973 году к этому арсеналу добавились материалы археологического исследования C. M. Кросби и П. Блам, позволившие подробнейшим образом оценить состояние и провести аргументированную датировку каждого фрагмента центрального портала западного фасада. Данные аналогичного исследования по состоянию боковых порталов были опубликованы позже в материалах симпозиума музея Метрополитен.61 Кратко результаты этих исследований, посвященных состоянию скульптуры центрального и боковых порталов западного фасада сводятся к следующему.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Искусство и публика. Политика городских властей в области культуры
В конце 1990-х годов стало очевидно, что культура и искусство не могут существовать без государственной поддержки. Политическая же власть в свою очередь заинтересована в повышении культурного уровня в стране. Поэтому, как будет видно из д ...

Александр Сергеевич Пушкин
В творчестве Пушкина классический облик русской словесности нашел свое первое полное воплощение. Это совершенство в свободном обращении Слова к любой стороне бытия, совершенство в раскрытии народного духа. Найдена такая ясная и такая емка ...

Венская оперетта 20 в
В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (189 ...