В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: "Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульптура, кажется, вернулась к своему детству. Эти порталы опасны, в особо чувствительном человеке они могут породить длительное отвращение к средневековому искусству. Однако, если мы преодолеем законное отвращение, то обнаружим, что центральный портал сохранил свою первоначальную композицию. Головы и руки восстановлены, драпировки, без сомнения, ретушировались, но основные линии сцены остаются неповрежденными…" Сцену, представленную в тимпане центрального портала, Э. Маль рассматривал как изображение Страшного суда.
В 1952 году В. Стоддарт (W. Stoddart) писал, что для того чтобы обнаружить скульптуру двенадцатого века "мы обязаны устранить почти всю скульптуру западного фасада Сен-Дени, за исключением некоторых плит под ногами старых фигур опор арки, фрагментов, сохраненных в музеях Франции и США и некоторых частей тимпана и архивольтов центрального портала".
В 1960 году Жюль Формиже в монографии, посвященной Сен-Дени, подробно изложил свои представления о том, что сохранилось от скульптуры двенадцатого века, опираясь на записи барона Гилерми (Guilhermy), очевидца реставрации 1839-40 годов, рисунки Персье (Percier)57 и на свои собственные исследования. Его утверждения сводятся к тому, что в левом портале сохранились только знаки Зодиака и капители больших колонн, в центральном портале - тимпан, четыре дуги архивольтов, капители больших колонн и фигуры мудрых и неразумных дев, за исключением двух из них, сделанных заново. В правом портале –только "Труды двенадцати месяцев" и капители таких же колонн. О скульптуре центрального портала он отзывается уже весьма восторженно: "Центральный портал, к счастью, сохранил, большей частью, свою скульптуру и главные линии своей композиции, которая великолепна". Здесь же Формиже ссылается на иконографическое исследование С.Goldscheider (Сесиль Гольдшайдер), представленное ею в докладе в L’Ecole du Louvre 21 ноября 1945г. Гольдшайдер также видит в центральном тимпане сцену Страшного суда, однако считает, что только тимпан центрального портала и архивольты были выполнены во времена Сугерия, а рельефы опор арки и статуи-колонны появились уже после его смерти.
Все точки зрения на состояние западного фасада базировались на личном визуальном восприятии и материалах, которые, за исключением текстов самого Сугерия, в основном, представляли собой зарисовки и письменные свидетельства современников исторических событий и очевидцев реставрационных работ, достаточно далеко по времени отстоящих от двенадцатого века. В 1973 году к этому арсеналу добавились материалы археологического исследования C. M. Кросби и П. Блам, позволившие подробнейшим образом оценить состояние и провести аргументированную датировку каждого фрагмента центрального портала западного фасада. Данные аналогичного исследования по состоянию боковых порталов были опубликованы позже в материалах симпозиума музея Метрополитен.61 Кратко результаты этих исследований, посвященных состоянию скульптуры центрального и боковых порталов западного фасада сводятся к следующему.
Похожие статьи:
Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на примиренческие позиции.Лишь в тво ...
Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...
Искусство Греческой классики
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументаль ...
Разделы