Летом 1835 года долгое разбирательство закончилось. Все бывшие под судом лица во главе с Витбергом были признаны виновными "в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне". В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов. В том же 1835 году Витберга отправляют в ссылку в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить. В 1836 году он отправляется в ссылку под надзор полиции.
Решение суда было тяжелым ударом для Витберга, тем более, что он его не ожидал. Художник-идеалист твердо верил в то, что несмотря на происки врагов и завистников, правда восторжествует, и что он будет не только освобожден от суда, но даже награжден за бескорыстную и ревностную службу.
"Если бы страдание за правду, - писал Витберг, - не заключало в себе некоторого внутреннего утешения и отрады, то, угнетенный долговременными преследованиями врагов своих, страдалец не вынес бы испытания, превышающего все естественные силы".
Возвращение в 1840-х годах из ссылки в Петербург обернулось для Витберга окончательной гибелью надежд на осуществление подвижнического труда почти всей жизни. В 1838 году прошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля, а 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона на месте Алексеевского монастыря. Последние 15 лет Александр Лаврентьевич Витберг занимался архитектурным трудом эпизодически и умер в 1855 году в нищете и безвестности.
Многие современники в своих мемуарах отстаивают честное имя Витберга, скорее всего, так оно и было. С проектом Храма Христа Спасителя связаны и звездный час, и полный крах творческих планов Витберга. В историю русского искусства он вошел как создатель одного проекта, хотя довольно много проектировал и помимо Храма Христа Спасителя. Например, Александровский собор в Вятке (1831 год) - второе важнейшее (и тоже программное) произведение. В основу его композиции положена схема одного из вариантов храма Христа Спасителя - пятикупольная ротонда с четырьмя расположенными по сторонам света башнями-колокольнями.
Осуществление проекта А.Л. Витберга (содержание Комиссии, заготовление материалов, устройство судоходства по реке Москве, соединение рек, барки, строения, рабочие, провиант, больница и прочее) обошлось государству в 4 132 560 рублей 74 и 1/4 копеек ассигнациями. Но строительство храма Христа Спасителя оказалось не по силам александровской эпохе. Нужны были не только великие идеи, но и твердая власть с надежным аппаратом управления, привлекающая к работам профессиональных архитекторов и строителей. Таким зодчим оказался Константин Андреевич Тон, при котором создание храма стало поистине всенародным.
Похожие статьи:
Паоло Учелло
Паоло Учелло (1397—1475) был одним из наиболее характерных мастеров переходного периода. Выйдя из мастерской Гиберти, он работал между 1425 и 1431 гг. в Венеции. Соприкосновение с североитальянской готикой и традициями византийского колор ...
Фазы творческого процесса
Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-
яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на ...
Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни
Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х.
В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), с ...

Разделы