Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв

Другая культура » Русское зодчество XV в » Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв

Вы помните, что в Западной Европе в середине XV в. стало развиваться книгопечатание. Точно установлено, что в Москве книги начали печатать за десять лет до широко известного "Апостола" Ивана Фёдорова. Началом книгопечатания в России является 1 марта 1564 г., когда вышла на свет эта ставшая легендарной книга.

Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Распространение книг открывало более широкие возможности общения духовными ценностями.

По неизвестным причинам Фёдоров покинул Москву и продолжал свою деятельность на Украине. Во Львове он выпустил первый русский букварь. Но в Москве печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарасиев и Андроник Тимофеев Невежа. К концу 70х гг. XVI в. в России были напечатаны основные богослужебные книги.

XVI в. столетие породило немало литературных произведений, которые нередко носили острый, полемический характер. И в иносказательной форме, на примерах успешной деятельности некоего турецкого султана выразил свои взгляды Иван Пересветов, сторонник возвышения дворянства и противник бояр - "ленивых богатин".

Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественной мысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея. Касаясь истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходом от истинной христианской веры.

Конец XV-XVI в. примечательный созданием обще русских летописных сводов. Был подготовлен грандиозный "Лицевой" (иллюстрированный) летописный труд, призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей. Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр (маленьких картинок) на исторические темы.

Огромная работа была проделана церковными писателями под руководством митрополита Макария. Собрали жития русских святых и расположили по месяцам и дням поминовения. Труд был назван "Великие минеи-четьи". Им руководствовались при богослужениях, а как познавательное и назидательное чтение использовали в кругу семьи.

Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правил под названием "Домострой", составленный Сильвестром и одобренный церковным собором. На русский язык перевели сочинения "Назиратель" о ведении сельскохозяйственных работ.

Несмотря на решение Стоглавого собора создать в России много школ, это не было осуществлено.

Иван Фёдоров - основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом одной из кремлёвских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. в Москве типографии приступил совместно с П. Т. Мстиславцем к печатанию "Апостола", явившегося первой русской датированной печатной книгой. Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Фёдоров уехал в Литву, а затем во Львов. Там Фёдоров организовал типографии. Все издания Федорова представляют собой первоклассный памятник русского типографского искусства XV в.

Иван Пересветов - писатель-публицист, представитель русской общественно-политической мысли середины XVI в., идеолог дворянства. В 1549 г., Пересветов передал Ивану IV свои сочинения - сказания о взятии Царьграда Махмет-салтаном и челобитные, в которых содержались проекты государственных преобразований на Руси. Дальнейшая судьба Пересветова неизвестна. Проекты реформ Пересветова имели целью создание сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное войско.

Филофей - монах псковского Елеазарова монастыря, русский публицист первой половины XVI в. В посланиях к великой книги Московскому Василию III, Ивану Грозному и псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю-Мунехину сформулировал теорию "Москва - третий Рим" о всемирно-историческом значении Русскому государства, его блестящем будущем: "Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти". Филофей был сторонником усиления власти великого князя.

Сильвестр - русский политический деятель и публицист, протопоп Благовещенского собора в Москве. Приобрёл большое влияние на молодого царя Ивана IV, духовником которого он был. Сильвестр примыкал к нестяжателям. Один из руководителей правительства "Избранной рады". После её падения постригся в монахи (около 1560 г.) в Кирилло-Белозёрском монастыре. После смерти жены Ивана IV Анастасии Сильвестр был обвинён в её отравлении и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Сильвестр - автор нескольких посланий и особой редакции "Домостроя".

Похожие статьи:

Живопись Этрусков
Этрусские гробницы представляют огромный интерес не только как дошедшие до нас памятники архитектуры, но и своими хорошо сохранившимися на стенах живописными композициями, выполненными в различной манере. В некоторых гробницах живопись ле ...

Особенности русской национальной культуры
Хорошо известно то, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западо ...

Oт космизма барокко к романтическому космизму
Эпоха Барокко - важнейшее звено в цепи культурных эпох и «великих стилей». Переломный его характер проявляется в том, что, наследуя идеи Средневековья, Барокко противопоставляет себя Ренессансу, взрывая его иллюзорные надежды на построени ...