Развитие культур

Страница 1

Здесь мы подходим к рассмотрению внутреннего содержания

понятия цивилизации - второго из рассматриваемых в этой ра-

боте. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по

значению к "культуре" (в понимании О.Шпенглера), но автор Караоке бар в медведково читать дальше.

"Заката Европы" подразумевает под этим термином нечто дру-

гое. Как ни парадоксально это звучит, в определенном смысле

Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, и назва-

ние "теория локальных цивилизаций" применительно к нему сле-

дует преобразовать в "теорию локальных культур".

Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но

Шпенглер нетрадиционно подошел к этому вопросу, гармонически

объединив терминологию со своей концепцией. Немецкий теоре-

тик под цивилизацией понимает итог, завершение и исход вся-

кой культуры. "Цивилизация - это те самые крайние и искусс-

твенные состояния, осуществить которые способен высший вид

людей". О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культу-

ру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего су-

ществования.

Припомнив, что германский философ старался создать об-

щий метод исследования мировой истории, который позволил бы

спрогнозировать будущее Запада, мы сможем прийти к выводу,

что такое толкование цивилизации вызвано современной социо-

культурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что "Тема

общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих и

наиболее устойчивых в философско-исторической литературе на-

шего столетия", и О.Шпенглера не миновала эта тенденция.

Рим для него - классическая цивилизационная модель, заверше-

ние античной культуры, и на этом примере философ показывает

Европе ее судьбу. По его мнению, стадия завершения всех

культур протекает аналогично, и это утверждение нередко на-

зывают одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если приме-

нительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хо-

тя и значительно искаженный) смысл, то словосочетание "еги-

петский империализм" вызывает у большинства историков усмеш-

ку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой

частью цивилизационной стадии всех рассматриваемых им форма-

ций.

Идея завершаемости, гибели непосредственно вытекает из

убежденности Шпенглера в неизбежности прохождения каждой

культурой определенных стадий развития. "Неминуемость,- и

закономерное наступление, чередование этих стадий,- делает

периоды развития всех культур абсолютно тождественными, дли-

тельность фаз и срок существования самой культуры - отмерен-

ными, нерушимыми".

Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель

культур ? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот

момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детс-

кого человечества пробуждается и выделяется великая душа,

некий образ из безобразного ."

Гибель культуры происходит после того, как "эта душа

осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов,

языков, вероучений, искусств, . и, таким образом, вновь

возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель дос-

тигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей,

завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг

застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламы-

ваются - она становится цивилизацией".

Ранний период существования культуры - время поисков

средств выражения; время определения, формулировки идей.

"Чем более приближается культура к зрелости, тем более му-

жественным, резким, властным, насыщенным становится ее окон-

чательно утвердившийся язык форм, . тем яснее становятся ее

черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "ус-

талая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стре-

мится . из тысячелетнего света обратно в потемки перводу-

шевной мистики .".

Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немед-

ленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Основные тенденции в русском искусстве конца XX в
Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентац ...

Николай Васильевич Гоголь
Гоголь вошел в литературу с яркими, колоритными повестями из украинского быта: "Вечер накануне Ивана Купалы", "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1830-32)… Да, гений русской классики – выходец из дворян Полтавской губерн ...

Искусство Крита
Вначале 2 тысячелетия до н. э. На Крите строили много дворцов. Каждый из них представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных (сакральных), так и светских надобностей. Д ...