Развитие культур

Страница 2

очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что За-

пад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую

он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из

этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели

Запада.

Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют

нас увидеть в современности те явления, которые предшество-

вали исчезновению великих культур древности. Наиболее наг-

лядно завершение внутренней идеи, создание стройной концеп-

ции, означающей конец творчества, показано на примере двух

математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей

точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив

свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи

фаустовской души - математика Запада заканчивает свое разви-

тие, совершенно так же, как это сделала математика античной

культуры в III веке".

Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер,

вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "ко-

торые всосали в себя все содержание истории и по отношению к

которым вся остальная страна культуры нисходит на положение

провинции .". "Мировой город - это означает космополитизм

вместо <<отечества>>, холодный практический ум вместо благо-

говения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в ка-

честве окаменелых остатков прежней религии сердца .".

Житель мирового города не признает традиций, борьба с

которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Ци-

вилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства,

философии, творчества.

Но вместе с тем в слова О.Шпенглера о цивилизации про-

никает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и

важности этого периода. " . Для Шпенглера в цивилизации -

своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и филосо-

фия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что

"в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше фи-

лософы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспери-

ментальной психологии".

Выдвигая тезис о том, что нынешняя эпоха иррелигиознос-

ти ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирово-

го города") есть одновременно период упадка, О.Шпенглер за-

мечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому,

чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что,

как бы мы ни обманывали себя относительно действительного

положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Глав-

ный вопрос, который следует задать себе прежде, чем присту-

пить к какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше

время и от чего он должен отказаться ?"

Итак, критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер создает

концепцию, направленную на выявление исторического будущего

Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий

различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной пов-

торяемости их развития. "Идея <<повторяемости>>, и следова-

тельно <<равнозначности>>, обращена к Европе: множество ку-

льтур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу".

Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу

нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения.

Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл,

свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.

Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в филосо-

фии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать

несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.

Жизнь - действительно центральное понятие рассматривае-

мой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании

О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает

творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи.

Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено

динамики последнего.

Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее,

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Орфей с берегов Тежо
В России, как и в других запиренейских странах, Камоэнс был и оставался долгое время известным только как один из самых прославленных создателей стихотворного эпоса Нового времени – в одном ряду с Данте, Тассо, Мильтоном . Величие, возвыш ...

Донателло и его статуя Давида
Донателло (1386-1466) - великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор. Созданные Донателло образы являются первы ...

Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры
Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастыр ...