очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что За-
пад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую
он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из
этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели
Запада.
Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют
нас увидеть в современности те явления, которые предшество-
вали исчезновению великих культур древности. Наиболее наг-
лядно завершение внутренней идеи, создание стройной концеп-
ции, означающей конец творчества, показано на примере двух
математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей
точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив
свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи
фаустовской души - математика Запада заканчивает свое разви-
тие, совершенно так же, как это сделала математика античной
культуры в III веке".
Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер,
вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "ко-
торые всосали в себя все содержание истории и по отношению к
которым вся остальная страна культуры нисходит на положение
провинции .". "Мировой город - это означает космополитизм
вместо <<отечества>>, холодный практический ум вместо благо-
говения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в ка-
честве окаменелых остатков прежней религии сердца .".
Житель мирового города не признает традиций, борьба с
которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Ци-
вилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства,
философии, творчества.
Но вместе с тем в слова О.Шпенглера о цивилизации про-
никает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и
важности этого периода. " . Для Шпенглера в цивилизации -
своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и филосо-
фия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что
"в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше фи-
лософы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспери-
ментальной психологии".
Выдвигая тезис о том, что нынешняя эпоха иррелигиознос-
ти ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирово-
го города") есть одновременно период упадка, О.Шпенглер за-
мечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому,
чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что,
как бы мы ни обманывали себя относительно действительного
положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Глав-
ный вопрос, который следует задать себе прежде, чем присту-
пить к какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше
время и от чего он должен отказаться ?"
Итак, критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер создает
концепцию, направленную на выявление исторического будущего
Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий
различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной пов-
торяемости их развития. "Идея <<повторяемости>>, и следова-
тельно <<равнозначности>>, обращена к Европе: множество ку-
льтур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу".
Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу
нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения.
Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл,
свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.
Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в филосо-
фии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать
несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.
Жизнь - действительно центральное понятие рассматривае-
мой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании
О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает
творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи.
Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено
динамики последнего.
Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее,
Похожие статьи:
Краткая история иконографии. Сербия XIII-XIV вв
Изображения на сюжет установления Господом Таинства Евхаристии сложились еще в ранневизантийский период (VI в.) в двух основных иконографических типах. Один из них, называемый Н.В. Покровским "историческим", иллюстрирует евангел ...
Актуализация современного искусства в России
Начиная с 1988 года, во многих больших городах страны начали функционировать многочисленные художественные галереи, во главе которых становилось одно лицо или группа лиц, они формировали рынок, собирали коллекции, активно влияли на вкусы ...
Праславянские праздники в славянской
мифологии
Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминанием мертвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) нар ...
Разделы