Деятельность передвижников

Другая культура » Передвижничество » Деятельность передвижников

Страница 11

Это было не случайное размежевание Товарищества – москвичей и петербуржцев. Оно отнюдь не возвращало передвижников к организационной структуре, сложившейся структуре при возникновении Товарищества. Тогда художников, живших и работавших в разных городах, несмотря на различие их индивидуальных наклонностей и школ, которые они представляли, объединяли общие всем им идейные взгляды на сущность искусства, общее всем понимание характера и целей создаваемой ими организации. Теперь, напротив, отсутствие подобного единства взглядов предопределяло размежевание по территориальному признаку."

Таким образом, приведенные факты говорят о "существовании в недрах Товарищества художников разных поколений, разного уровня, разных идейно-художественных позиций…"

Проанализировав данную проблему, насколько это позволили имеющиеся источники и литература можно в заключении процитировать следующее: "На рубеже 1890-х годов, в годы, завершавшие разночинский этап освободительной борьбы, старшие передвижники исчерпали свои силы, творчество их мельчало, теряло присущую ему ранее гражданственность. Не обладая ощущением ведущих тенденций новой эпохи, они оказались в стороне от поступательного развития искусства. Догматизируя старые отсталые взгляды. они пришли к конфликту с младшими современниками."

Но нельзя судить о данном периоде в истории Товарищества как о времени неуклонной деградации передвижничества.

"В действительности… 1890-е начало 1900-х годов были периодом хотя и сложным, но важным для всего русского искусства." В это время продолжаются поиски новых путей развития в искусстве. этим занимаются художники, сохранившие связь с передвижничеством и вместе с тем отражающие в своем творчестве тенденции новой эпохи.

Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок в 1900-1910-е годы изучена недостаточно основательно.

Это объясняется тем, что произведения, созданные передвижниками в это время редко попадали в основанную Третьяковым галерею.

Для многих молодых художников в этот период характерно стремление к сотрудничеству не только с передвижной организацией. Благо, что теперь в отечественном искусстве появляется несколько отличных по своим идейным и творческим программам течений. ("Мир искусства" и другие).

В борьбе против чуждых им влияний передвижники терпели поражение. Тяжелым ударом был выход из Товарищества целой группы молодых художников, "…среди них были В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов…"

Они создают свою организацию "Союз русских художников", который развивался в русле идей передвижничества.

Положение товарищества усугубляется постепенным уходом из жизни старшего поколения передвижников. В 1882 году умер В.Г. Перов, в 1887-м – И.Н. Крамской, в 1882 году – Н.А. Ярошенко и И.И. Шишкин. Тяжелой утратой была смерть И.И. Левитана. Один за другим уходят последние "представители старой гвардии" – Савицкий, Мясоедов, Киселев.

С годами выставки товарищества сокращаются, уменьшается приток экспонентов.

Здесь нельзя не отметить усилия В. Маковского, Н. Касаткина, Н. Дубовского, В. Бакшеева по сохранению специфики художественного объединения.

Последние годы деятельности Товарищества связаны всего с двумя значительными выставками. Особо следует остановиться на сорок седьмой, организованной в 1922 году.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Храмовое убранство внеисторического Рима
Начало истории христианского Рима восходит к некрополям римских катакомб, которые иначе можно назвать Новым подземным Римом. Впоследствии в ходе истории многие города и сооружения станут иконой Вечного города, однако, уже на заре своего с ...

Искусство средних веков
Тысячелетний период мировой истории с V по XV ве­ка принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и фило­логи, считают, что часовой ме ...

Дворцовая площадь
Дворцовая площадь еще относительно юна. По сравнению с площадьми других европейских городов, наполненных призраками казненных, кишившими голодными бунтами, религиозными шествиями, напоминаниями об убийствах, любовных историях и сожженных ...