Карл Павлович Брюллов

Другая культура » Карл Павлович Брюллов

Страница 3

По приглашению Г. Г. Гагарина Брюллов отправился в Константинополь на бриге "Фемистокл", командиром которого был прославленный впоследствии адмирал В. А. Корнилов. Акварельный портрет В. А. Корнилова и пейзажи Греции принадлежат к лучшему, что создано Брюлловым в графике.

25 декабря 1835 года художник возвращается в Москву, а в мае 1836 года приезжает в Петербург. Пушкин, с которым Брюллов подружился в Москве, пишет жене: "Брюллов сейчас у меня. Едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи".

Жизнь в Петербурге не была легкой и независимой. Профессорство в Академии художеств (Брюллов преподавал в звании младшего профессора) невольно стало чиновной службой с бесконечной опекой царского Двора, заказами на церковные образа и царские портреты, с трудной работой над историческим полотном "Осада Пскова", превратившейся, по словам художника, в "Досаду от Пскова".

Вместе с тем дружба его с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, знакомство с Гоголем, Белинским, Лермонтовым, Баратынским, Даргомыжским способствовали новым творческим успехам художника.

Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал около восьмидесяти портретов) - самое ценное в его наследии. Парадные портреты, которые принесли художнику успех еще в 20-30-е годы, занимают значительное место и в петербургский период творчества. Среди них портреты В. А. Перовского (1836, ГРМ), Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), сестер О. А. и А. А. Шишмаревых (1839, ГРМ); особенно выделяется портрет-картина "Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (не позднее? 1842, ГРМ). Это произведение Брюллова имеет своеобразный аллегорический смысл. В глубине картины изображен император в костюме султана, а царедворец с жезлом бога торговли Меркурия указывает на олицетворяющую невинность девушку в белом покрывале. Маскарад ассоциировался у Брюллова с представлением о фальши и пустоте высшего света. В портрете ему противопоставлены образы гордой и независимой Ю. П. Самойловой, задумчивой, нежной Амацилии Паччини.

Особенных успехов добился художник в реалистическом, психологическом портрете.

Портрет Н. В. Кукольника (1836, ГТГ), поэта В. А. Жуковского (1838, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1841, ГТГ), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), ученого-археолога М. А. Ланчи (1852, ГТГ), "Автопортрет" (1848, ГТГ) - все это жемчужины русского портретного искусства. О них писал В. Г. Белинский: "Уметь верно списать портрет - есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все . Пусть с него .снимет портрет Брюллов и Вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет нетолько портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала".

Написанный во время болезни "Автопортрет" - своеобразная автобиография художника.

Весной 1849 года Брюллов уехал лечиться за границу. Скончался художник 23 июня 1852 года в местечке Марчиано близ Рима.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Искусство Крита
Вначале 2 тысячелетия до н. э. На Крите строили много дворцов. Каждый из них представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных (сакральных), так и светских надобностей. Д ...

Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов
Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно при ...

Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно-религиозной целостности
Всякая религия есть фантастическое, превратное отражение реальных человеческих отношений, отражение господствующих над человеком социальных и природных сил, приобретающих в религиозном сознании характер сверхъестественного. Но кроме этих ...