Мариинский театр

Страница 1

Мариинский театр - символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.

В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередному техническому обновлению.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

«Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити
Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В ма­стерской Тутмеса, главного придвор­ного ваятеля, при раскопках были об­наружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого ...

Фрэнсис Бэкон и английская литературная критика XVII века
Начальный период развития английской литературной критики в XVI - начале XVII вв. отмечен господством нормативно-предписательной критики, характерной для дедуктивно-силлогического метода. Сочинения Уилсона, Эшема, Гасконя, Уэбба, Патнема, ...

Развитие искусства на Руси в X-XIII вв
Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем ...