Европейская астронимика XVII века как явление культуры

Другая культура » Европейская астронимика XVII века как явление культуры

Страница 1

XVII век был переломным в истории науки, когда на пороге Нового времени человечество «раздвинуло» пределы мира не только в чисто географическом, «горизонтально-пространственном» смысле, но и по «вертикали»: благодаря открытию телескопа (Х. Липперсгей, З. Янсен, Г. Галилей) над человеком «возник» новый «макрокосм», а открытие микроскопа (А. ван Левенгук) дало возможность изучения «микрокосма», в том числе и самого человека. Расширение пространственных границ Вселенной создало необходимость новой системы астрономических названий, в которой отразилось мироощущение интеллектуала XVII в. Система прежних астрономических названий не менялась практически с античных, птолемеевских времeн. В процессе появления новой астрономической «топографии» и номенклатуры можно выделить несколько направлений:

Выделение новых созвездий как в пределах уже известного астрономического пространства, так и в связи с изучением южного полушария звeздного неба. На первом этапе определяющую роль здесь играли реалии, связанные с Великими географическими открытиями. Ещe в XVI в. португальские мореплаватели ввели созвездия Южный Крест (четыре звезды в форме креста, ориентир для навигаторов) и Голубь (библейский голубь, известивший Ноя о скором появлении земли). В 1603 г. 12 созвездий ввeл аугсбургский юрист И. Байер (1572-1625) в своем атласе «Уранометрия»: Павлин, Тукан, Журавль, Феникс, Хамелеон, Золотая Рыба, Летучая Рыба, Индийская Птица (позднее Райская Птица), Южный Треугольник, Индус (т.е. индеец, поскольку Новый Свет называли Западной Индией), Пчела (заменeнная Э. Галлеем Мухой) и Гидрус (т.е. самец гидры, теперь Южная Гидра). Большей частью эти названия были связаны с новыми географическими открытиями; отдельные названия даны по аналогии с созвездиями северного неба. Главное, выбор названий был достаточно произвольным, поскольку их соотнесeнность с конфигурацией звeзд, в отличие от античных времен, отсутствовала. Затем началось выделение созвездий и в северном полушарии: в 1624 г. немецкий астроном Я. Барч ввел созвездия с названиями экзотических животных - Жираф и Единорог; великий польский астроном Я. Гевелий (1611-1687) в своей «Уранографии» предложил еще 7 созвездий: Гончие Псы (догонявшие Большую Медведицу), Малый Лев (по аналогии со Львом), Ящерица, Лисичка, Рысь, Секстант и Щит Собесского (теперь просто Щит). Причины появления некоторых названий были случайны: например, Рысь заняла участок неба с очень мелкими звездочками, и, по словам Гевелия, нужно иметь «рысьи глаза», чтобы их различить; Ящерица была придумана потому, что в этот участок никакое большое животное не помещалось. Секстант был любимым инструментом Гевелия и сгорел во время пожара, уничтожившего гданьскую обсерваторию в 1679 г. Созвездие Щит было посвящено польскому королю Яну Собесскому, ознаменовав еще одну астронимическую традицию - названия в честь монархов. Э. Галлей ввел созвездие Дуб Карла, так как, якобы, молодой английский принц Карл (будущий король Карл II) спрятался от настигавших его войск Кромвеля в дупле большого дуба. Г. Кирх (1639-1710) предложил созвездие Бранденбургский Скипетр (оба названия не сохранились). Некоторое время продолжалась и традиция, идущая еще от Бэды Достопочтенного (VIII в.), предлагавшего изменить языческие названия созвездий на христианские. Так, Ю. Шиллер в трактате «О христианском звездном небе» дал 12 знакам Зодиака имена 12 апостолов, а героев древнегреческих мифов заменил христианскими святыми. Эта попытка осталась, впрочем, тщетной.

Новые тенденции звездной астронимики продолжились и в области селенографии. Галилей открыл пятна на Солнце и горы на Луне, составил первые зарисовки лунной поверхности. Ф. Фонтана (1585-1656) увидел детали на Марсе и на диске Венеры, создал карту Луны. Голландец М.Ф. Ван Лангрен (1600-1675) на своей лунной карте назвал детали поверхности спутника географическими определениями, именами святых христианской церкви и августейших особ: кратеры Владислав IV (ныне Тихо), Филипп IV (при дворе которого работал Лангрен; ныне Коперник), Римский (ныне Архимед); сохранившиеся названия кратеров в честь святых: Кирилл, Теофил, Катарина и т.д. Темные участки лунной поверхности Лангрен принял за «моря». Самое большое пятно он назвал в честь Филиппа IV Океан Филиппикус (теперь Океан Бурь). Я. Гевелий начал «перемещать» на Луну географические названия: Альпы, Апеннины, Синай, Олимп, Сицилия (островами Гевелий называл кратеры), Понт Эвксинский и др. В 1651 г. увидел свет «Новый Альмагест», написанный болонскими иезуитами Дж.Б. Риччоли (1598-1671) и Ф.М. Гримальди (1618-1663). На лунной карте, составленной Гримальди, была предложена новая система номенклатуры. Кратеры были названы именами выдающихся астрономов, физиков, математиков и некоторых античных героев: Тихо, Коперник, Кеплер, Птолемей, Гиппарх, Клавий, Геркулес, Цезарь и т.д., причем эти имена располагались на карте в четкой последовательности - с севера на юг в хронологическом порядке - и группировались по принципу национальной принадлежности их носителей. Впоследствии эта система пополнялась, но в хаотическом виде, вне хронологической, профессиональной и национальной принадлежности ученых. Темные участки лунной суши Гримальди назвал «морями», «заливами», «озерами», «болотами», светлые - «землями», по различным природным явлениям: Океан Бурь, Моря Дождей, Ясности, Холода, Облаков и т.д., Заливы Зноя, Росы, Озеро Сновидений, Болота Гнилое, Сонное, Земли Сухости, Здоровья, Жары, Снега, Града и т.д. В них отразились астрологические представления о способности Луны и отдельных ее участков влиять на состояние людей и природы. Наименования Земель не прижились, вероятно, в силу нелепости самого применения этого слова к лунной поверхности. Названия лунных гор остались «земными», как у Гевелия: Кавказ, Алтай, Тавр и др.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Научная рефлексия как объект историко-научного исследования
Наука – это "система с рефлексией". Специфика рефлектирующих систем состоит в том, что их элементом является "самосознание", т.е. описание поведения системы с точки зрения ее самой. Исследование рефлексирующих систем т ...

Ограничитель в толкованиях о классике
Может быть классика – своего времени: классика в литературе 18 столетия и в литературе века 20-го, то, что не будет отнесено к вневременным ценностям. Что поделаешь, если сама поэтика, предположим "Слова о полку Игореве" восприн ...

Характеристики средневековой культуры
теоцентризм – глубинный признак средневековой ментальности. Есть бог, есть смысл в истории, что человек должен спасти душу через богопознание. Теоцентризм определяет отношение человека к жизни. универсальность культуры – стремление охват ...