Фазы творческого процесса

Другая культура » Теория творчества » Фазы творческого процесса

Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-

яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей

идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-

ние идеи.

В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разре­шения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения твор­ческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация ре­зультата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.

Похожие статьи:

Немецкий экспрессионизм. Творчество П.Пазолини
Пьер Паоло Пазолини (1922-1975) Место рождения: Bologna, Италия Пришёл в кино в 1954 г. как сценарист, иногда выступал как актёр. Ему было около 40 , когда он стал режиссёром. Был автором литературоведческих и филологических работ, рецен ...

Деятельность передвижников
"Первая передвижная выставка товарищества открылась в Петербурге в залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872 года." Этому предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества о месте откры ...

Антиной
Эстет и любитель роскоши (что не считалось среди римлян чем-то предосудительным), Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой це ...