Общая характеристика музыки Бориса Чайковского

Другая культура » Борис Чайковский - путь в искусстве » Общая характеристика музыки Бориса Чайковского

Страница 2

В концерте для скрипки с оркестром многоликость окружающего преломляется сквозь призму личного взгляда на мир. Сочинение захватывает внутренним напряжением мысли и чувства, противостоянием живой эмоции и холодного. В «Лирике Пушкина» избранные гражданственные, философские и интимно- личные стихи поэта фокусируют главную идею цикла: художник сам себе высший судья. Наконец, глубоко закономерно обращение Б. Чайковского к роману «Подросток» Достоевского. Сначала композитор создал музыку к фильму, затем – самостоятельную Поэму для оркестра. Хрупкая и одновременно внутренне устремленная к образу идеальному, возвышенному, основная тема Поэмы таит в себе большую не только эмоциональную, — нравственную силу. Не случайно именно она – главный герой Поэмы.

Пожалуй, напряженное противостояние одухотворенной мысли и внешних враждебных ей сил присутствует во всем, что создано композитором, вне зависимости от жанра, малого или большого.

Творчество каждого художника эволюционирует. Это закономерно.

И эволюционирует индивидуально. Можно, хотя и достаточно условно, обозначить свои вехи на пути Б. Чайковского, хотя определенная. Высота им взята уже в молодые годы: приведенный отзыв Н. Маякоского не требует комментариев. Например- смолоду была избрана инструментальная музыка как область наиболее близкая, незавершенная опера «Звезда» по Э. Казакевичу и два романса на стихи Лермонтова \1940 \ были скорее эпизодическими пробами пера. Вспомним первые симфонические опусы: Первая симфония \1947 \, Фантазия на русские темы \1950\, Славянская рапсодия \1951 \, Симфониетта \1953 \. Параллельно шла работа в камерной сфере: Первый и Второй квартеты, два Трио-струнное и фортепьянное, фортепьянные сочинения, наконец, масштабный фортепианный квинтет, с его подлинно симфоническим разворотом музыкально- психологической драмы, во многом подготовивший крупные работы – Виолончельный концерт \1964 \ и Вторую симфонию \1967 \. В этой художественной эволюции привлекает какая –то особая серьезность, углубленность, основательность – несомненно, черты человеческого характера.

Следующим рубежом оказался вокальный цикл «Лирика Пушкина» \1972\ Долгое время оставшийся на сугубо «инструментальных позициях», Б. Чайковский обратился не просто к слову, но к поэту, который помог просветлить, очистить, а главное – классически уравновесить мысль и эмоцию, к чему, собственно, и стремился, как кажется, композитор. За «Лирикой» последовали Тема и восемь вариаций \1973\, кантата «Знаки зодиака» \1974 \, Третья симфония цикл «Последняя весна» \1980\. И хотя к некоторым жанрам композитор обращался неоднократно, результаты всегда были оригинальны, подчас неожиданны. Так, непохожи друг на друга четырехчастный Виолончельный концерт \ автор во многом отталкивался от опыта Д. Шостаковича – и интонационного, и концептуального\ и одночастный Скрипичный. В первом случае перед нами многофигурная композиция, конфликтное противоборство образов лирико-драматических \сонатное \, саркастических и гротесковых \ вторая и третья части\ и ярко жанровых. В скрипичном — образный строй много строже. Живой музыкальный процесс устремлен как к некоему примирению в финале соместа и оркестра, поначалу игравшего роль бесстрастного наблюдателя.

Столь же оригинален пятичастный цикл фортепьянного концерта, с его совершенно неожиданным драматическим, даже оттенком трагического, финалом. После динамичной напористой токкаты следует

Одухотворенно созерцательная, типа ноктюрна, вторя часть и два своего рода скерцо: «проход» гротесковых, механистических персонажей — марионеток, достигающий своего апогея в эпизоде солирующих большого и малого барабанов, с неуклонной настойчивостью выбирающих ритм \4 ч\. В таком контексте финал воспринимается как подлинный, хотя и необычный катарсис музыкальной драмы. Главная ее тема волнующе значительна. Может быть, более тесное родство существует между квартетами…

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи: